/ Новости сайта / Гипотезы / Исследователи близки к разгадке главной тайны Вселенной
20.06.2011

Исследователи близки к разгадке главной тайны Вселенной

Оценка: 0.0    1992 1 Гипотезы

Возможно, где-то существуют миры из антиматерии. Должны существовать...
Физики пытаются понять, отличаются ли законы, которые действуют у нас и в антимирах.

Гигантский детектор нейтрино Super-K, расположенный в глубокой шахте, заполненной водой, зафиксировал новый тип превращения элементарной частицы: мюонное нейтрино стало электронным. И это крайне воодушевило международный коллектив ученых проводивших эксперимент Т2К (Tokai-to-Kamioka) на японском ускорителе J-PARC (Japan Proton Accelerator Research Complex) в Токае.

- Эти исследования могут пролить свет на роль нейтрино в том, почему во Вселенной больше вещества, нежели антивещества, то есть явиться ключом к разгадке одной из тайн природы, - заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС директор Института ядерных исследований (ИЯИ) Российской академии наук, академик-секретарь Отделения физических наук РАН Виктор Матвеев. - Возможно также появление новых и, весьма вероятно, совершенно неожиданных результатов.

Японский детектор нейтрино расположен в шахте, залитой 50000 тонн воды

Неравенство вселенского масштаба

По теории, у каждой материальной частицы во Вселенной есть двойник - античастица. Она такая же по массе, но другого заряда. "Нормальная" материя состоит из "положительных" протонов, нейтронов и "отрицательных" электронов. Антиматерия - из "отрицательных" антипротонов, антинейтронов (с противоположным магнитным моментом) и "положительных" позитронов.

Образно говоря, частицы и античастицы, материя и антиматерия равны перед Богом. То есть, в момент рождения Вселенной - в результате Большого Взрыва или чего-то там еще - вещества и антивещества должно было бы образоваться поровну. Но по какой-то невероятно загадочной причине возник перекос. По-научному, его называют барионная асимметрия.

В результате непонятных пока процессов случилось так, что вещество есть - оно кругом, а антивещества не видно. И надо сильно постараться, чтобы его добыть.

Причину возникновения асимметрии ищут. В том числе и с помощью экспериментов на Большом Адронном Коллайдере (БАК), в которых воспроизводят условия, существовавшие в первые мгновения жизни Вселенной. Ведь по одной из гипотез, вещество взяло верх над антивеществом то ли в сам момент Большого взрыва, то ли почти мгновенно после него.

С другой стороны, нет абсолютной уверенности в том, что вещество доминирует везде. Во всех уголках Вселенной. Может быть, где-то существуют так называемые антимиры. Так вот, вполне вероятно, что эксперименты в Японии - с нейтрино - позволят подобрать к ним ключи.

Три товарища

Нейтрино - очень легкие элементарные частицы. Одно время полагали, что они вообще лишены массы, поэтому так запросто проникают сквозь любое вещество. Например, прошивают насквозь нашу Землю, словно бы ее и нет на пути. Однако выяснилось, что масса у нейтрино все же есть. По данным ИЯИ РАН она не превышает стотысячной доли от массы крошки-электрона.

Ныне ученые различают нейтрино трех видов - электронные, мюонные и тау. И признают, что за ними водятся чудеса: одни нейтрино могут превращаться в другие. До японских экспериментов было известно о двух таких превращениях. Теперь выяснилось, что существует и третье: мюонное нейтрино способно "обернуться" электронным. Как лягушка - Василисой Прекрасной.

Эффект чудесного превращения - так называемой осцилляции - и был обнаружен с помощью детектора в шахте с водой. То есть, в ускорителе получили мюонные нейтрино, направили на детектор, находящийся почти в 300 километрах, а там зафиксировали уже электронные нейтрино.

"Третье чудо" сделало картину возможных превращений полной. И позволило предположить, что подобные процессы с участием нейтрино и привели в итоге к перекосу во Вселенной - асимметрии, выражаясь научным языком. К преобладанию вещества над антивеществом.

Как полагают ученые, превращения среди нейтрино двух видов не могут привести к асимметрии между материй и антиматерией. А осцилляции между тремя - уже способны. Благодаря дополнительным степеням свободы.

- Не исключено, что существуют еще не известные нам физические законы, - сказал в интервью ВВС один из участников эксперимента профессор Дейв Уарк (рrofessor Dave Wark, of Imperial College London). - Ведь те, которые нам известны сейчас, не позволяют объяснить явный перевес материи над антиматерией. Физика нейтрино - это как раз та многообещающая область, где эти законы могут прятаться.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В ЦЕРНе ловят и удерживают антиводород

Физики, работающие в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН), идут другим путем к тайнам антиматерии - пробуют исследовать саму эту экзотическую субстанцию. Они создали антиводород. Сумели наловить его атомы и удержать в "магнитной бутылке". Спустя всего 10 лет у сюжета фантастического романа Дэна Брауна "Ангелы и демоны" появилась реальная научная основа.

В романе антивещество получают конкретно в ЦЕРНе - в Швейцарии, хотя на Земле построены не менее десяти подходящих установок. У швейцарских ученых антивещество и воруют злоумышленники. Выносят, чтобы потом выпустить и взорвать.

В 2000 году, когда "Англы и демоны" только вышли в свет, в ЦЕРНе как раз был запущен так называемый антипротонный деселератор (Antiproton Decelerator) или накопительное кольцо - устройство, замедляющее антипротоны.

С помощью кольца в 2002 году физики впервые добыли ощутимое количество антивещества - примерно 50 тысяч атомов антиводорода. Добыли, но не наловили. Все полученное антивещество мгновенно самоуничтожалось - аннигилировало, взаимодействуя с нормальным - нашим - веществом.

Ныне же физикам, участвовавшим в эксперименте ALPHA (Antihydrogen Laser Physics Apparatus), удалось еще и собрать полученные атомы антиводорода в хитрую ловушку - так называемую "магнитную бутылку".

В ноябре прошлого года антивещество удалось удержать ничтожные доли секунды. На днях - рекордные 16 минут! Явный прогресс.

Атомы антиводорода были синтезированы в результате взаимодействия антипротонов из деселератора и позитронов, которые излучал радиоактивный изотоп натрия. Они получились электрически нейтральными. Но слабыми магнитными свойствами все же обладали. Это и позволило наловить чуть-чуть атомов антиводорода в ловушку, внутри которой было создано весьма сложно магнитное поле. И созданы условия, при которых антивещество было изолировано от вещества - стенок ловушки.

В ловушку поместил "свое" антивещество и Дэн Браун. Но сильно ошибся в размерах. У писателя она переносная. Реальное же приспособление для хранения антиводорода весит несколько тонн. И тем не менее автор "Ангелов и демонов", по большому счету, предугадал научную тенденцию. Всего-то 10 лет прошло. А кто знает, какого прогресса достигнуть физики еще через декаду? Вдруг дело дойдет и до переносных ловушек? И ни до считанных атомов антивещества, а до граммов?

Так на самом деле выглядит магнитная бутылка.

Источник:  http://kp.ru