/ Новости сайта / Космос / В межзвёздной среде впервые обнаружена перекись водорода
07.07.2011

В межзвёздной среде впервые обнаружена перекись водорода

7.07.11 Красным выделена область звездообразования у ρ Змееносца, в которой была найдена перекись водорода. Снимок сделан с использованием трёх разных оптических фильтров и 10-сантиметрового телескопа. Сама ρ Змееносца выглядит как яркая звезда, расположенная у верхнего края изображения. (Иллюстрация ESO / S. Guisard.)

Сотрудники Института радиоастрономии им. Макса Планка (Германия), Технического университета Чалмерса и Стокгольмского университета (оба — Швеция) обнаружили перекись водорода НООН при наблюдении облаков газа и пыли, расположенных рядом с двойной звездой ρ Змееносца.

Ранее в этой области, поддерживающей звездообразование и удалённой приблизительно на 400 световых лет от Земли, регистрировали молекулы О2, установив соотношение кислорода и Н2 на уровне 5•10–8. Поскольку НООН, как предполагается, может образовываться на поверхности частиц космической пыли при последовательном присоединении атомов водорода к молекулярному кислороду, принятое авторами решение о поиске перекиси водорода вблизи ρ Змееносца кажется вполне логичным.

Астрономы планировали выделить в спектрах шесть ранее исследованных в лабораторных условиях линий НООН, которые находятся в диапазоне от 219 до 671 ГГц. Основная часть необходимых наблюдений была выполнена в апреле, июле, августе и сентябре 2010 года на 12-метровом радиотелескопе АРЕХ, установленном на высоте в 5 100 м над уровнем моря в пустыне Атакама на севере Чили.

Отметить все выбранные линии не удалось, но четыре из них — на 219, 252, 269 и 318 ГГц — АРЕХ всё же отыскал. Относительное содержание НООН, рассчитанное в сравнении с молекулами Н2, оказалось близко к 1•10–10.

По утверждению учёных, до настоящего момента перекись водорода в межзвёздной среде никто не находил. В ближайшее время они планируют смоделировать образование воды на частицах пыли в реакции вида HOOH + H → H2O + OH. Помочь им должны наблюдения ρ Змееносца, которые скоро должна выполнить космическая обсерватория «Гершель»; обнаружение молекул H2O и О2 подтвердило бы данные АРЕХ и позволило бы уточнить модель.

Телескоп АРЕХ (фото Bérengère Parise).

Расположение области на звёздном небе, в которой находится перекись водорода (иллюстрация ESO, IAU, Sky & Telescope).

Полная версия отчёта опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Подготовлено по материалам Европейской организации астрономических исследований в Южной полусфере.