/ Новости сайта / Происшествия / Восстание биосферы: почему животные ополчились на человека?
02.08.2011

Восстание биосферы: почему животные ополчились на человека?

Оценка: 0.0    2055 2 Происшествия

2.08.11 Акула, терроризировавшая отдыхающих у берегов знаменитого египетского курорта Шарм-эш-Шейх, поймана и убита. Ее тело, пронзенное острогами, выставлено напоказ праздному курортному народу - как голова Пугачева. Человек в очередной раз торжествует. Но не пиррова ли это победа?

Ведь ответа на вопрос, откуда взялись монстры-людоеды в тишайшем Красном море, у биологов нет. Да и египетские пляжи - не единственное место на планете, где люди, возомнившие себя королями планеты, получают удар в спину. Кажется, что звери, птицы, рыбы, насекомые и даже бактерии ополчились на человека. Может, они сошли с ума?

дельфины добрые?

Недалеко от Шарма - Эйлатский залив. Здесь тоже разворачивается драма: дельфины против людей. Туристы жалуются: к ним лучше не подплывать. Да, эти млекопитающие, герои детских мультиков, друзья человека со времен неолита, тоже ополчились на нас. И они - опасный враг. Так, у побережья Бретани дельфины таранят рыбацкие корабли. А возле Новой Зеландии дельфин массой своего тела (четверть тонны) обрушился на лодку, в которой плыла женщина. Бедолага спаслась чудом. Как чудом выжил 40-летний купальщик, повстречавшийся с агрессивным животным возле Ялты.

А вот медузы - наши извечные враги. Стоит ли удивляться, что и они активизировались. По всему миру фиксируется нашествие групп агрессивных тварей. В Италии они заселили пресноводную лагуну - при том, что этот вид медуз никогда прежде не жил в пресной воде. Опаснейшая "лунная медуза" аурелия, раньше водившаяся лишь в нескольких водоемах, сегодня частый гость пляжей от Америки до Европы, за несколько лет открыто ее шестнадцать новых видов!

Мировой океан в Средние века порождал чудовищ. Но то были лишь наши страхи перед неведомым. Видимо, мы лишь вообразили, что изучили океан. История в Египте показывает: на самом деле мы не знаем, что за Зверь появится завтра из бездны.

Лесные оборотни

Никто не знает, почему обычные грибы становятся вдруг ядовитыми. Случаев массового отравления заурядными опятами и подберезовиками - по нескольку сотен в год. И никто не знает, почему звери вдруг выходят из леса. В Тверской области медведи зимуют теперь не где-нибудь, а в заброшенных избах. В Сыктывкаре медведь забрел в центр города и покалечил человека. А потом скрылся без следа. Как будто был оборотнем.

- В прошлом году во всех заповедниках Сибири наблюдалось аномальное поведение медведей, - рассказывает Михаил Крейдлин из "Гринпис Россия". - Животные часто не были агрессивны, но зачем-то шли к людям, отбросив страх. Ими двигали не поиски еды. В природе происходит много непонятного.

Слово "оборотни" мы употребили не зря. Некогда эти порождения людской фантазии жили лишь на страницах средневековых манускриптов. Теперь - в блогах. Так, архангельские охотники в "Живом Журнале" сообщают: в лесах появилось нечто, напоминающее волка, но без хвоста. При его появлении человека охватывает безотчетный ужас. А в Литве на волков-мутантов фермеры жалуются правительственным чиновникам. Неуловимые твари отличаются колоссальной силой и немотивированной агрессивностью. Несколько особей застрелили. Оказалось, помесь с собакой. Загадка для генетики: такого "красавца" не могла породить природа. А несколько лет назад странные волки терроризировали крымчан. Убить не удалось ни одного. Чудовища как пришли, так и ушли. Никто не знает, откуда, куда. Зато известно, что заставило озвереть волков на Ближнем Востоке: война в Ираке. Испугавшись обстрелов, хищники пошли на людей.

Но ладно медведи, волки, змеи - гады и хищники. Лось - такой же символ мира в лесу, как дельфин в море. Но несколько лет назад на окраине Саратова, города-миллионника, лось напал на женщину с собакой, а потом разбил припаркованную машину. В те же дни в Швеции лось поддел на рога мальчика, мирно игравшего в саду. Свалили все на алкоголь, дескать, переел сохатый перебродивших яблок. Если бы все было так легко объяснимо. Например, биологи не могут понять, почему иногда на людей нападают белки. Такое редко, но случается, особенно часто в США.

Атака с неба

Триллер Хичкока "Птицы" - не выдумка кинематографиста. Он вычитал в газете о том, как стая буревестников напала на городок под Сан-Франциско. Все, что показано в фильме, было в реальности: птицы влетали в дома через дымовые трубы и устраивали погром. Если в них стреляли, кровь лишь пьянила остальных. Теперь считается, что подобные налеты провоцирует высокая солнечная активность.

Но она ли? Вот уже несколько лет москвичи жалуются: если гулять рано утром, можно подвергнуться нападению ворон. От них нет спасения: пикируя, метят в голову своим острым клювом. А в Германии вороны оказались даже кровожаднее наших: вцепляются в волосы, снимают скальп. Австралийская столица, в свою очередь, несколько лет назад подверглась налету сорок, столь же агрессивных, как буревестники Хичкока.

В целом биологи констатируют: равновесие в городской среде разрушается. Почему-то меньше становится тех птиц, что лояльны к человеку (например, воробьев), их место занимают хищники. Пока ученые лишь собирают факты, к изучению глубинных причин наука не подбиралась.

Коллективные убийцы

В блогах москвичи жалуются: столица испытывает нашествие тараканов. Несколько лет их и видно не было. А теперь даже профессиональные борцы с этими насекомыми разводят руками: "прусаков" не берут патентованные химикаты. Приспособились. Биологи объясняют: за 300 миллионов лет тараканы пережили несколько глобальных катастроф, даже падение астероидов. У них наука выживать - на первом плане. То же касается и крыс, вместе с тараканами атаковавших Москву. Вот уже несколько месяцев их можно увидеть практически везде, даже днем. Крысы к тому же обладают чем-то вроде коллективного разума, говорят специалисты. Это делает их почти неуязвимыми.

Если тараканы и крысы стали столь умными и опасными в ходе эволюции за миллионы лет, то пчел-убийц человек породил сам. Рассказывают, что в 1950-х годах генетики занялись выращиванием новой породы пчел, которые могут жить в бразильском климате. Исследование заказало правительство этой страны. Исходный материал взяли из Африки. Но подопытные сбежали. Теперь пчелы-убийцы захватили весь континент. Так, недавно отбить нападение злобного роя от небольшого городка на юге США удалось лишь с помощью пожарных. Те просто утопили пчел в пене.

Разумные и неуязвимые

Не исключено, что драматические изменения в мире животных и насекомых - лишь следствие процессов в мире бактерий. Именно там может быть перводвижитель, заставляющий меняться тварей божьих.

Бактерия Pseudomonas aeruginosa "встала на ноги", облетела несколько недель назад мир научная сенсация (об этом писала и наша газета). А новость-то тревожная. Оказалось, что эта бактерия в состоянии теперь образовывать пленки (сообщества), нечувствительные ко всем известным антибиотикам. Говорят даже, что эти сообщества приобрели нечто вроде коллективного разума - ну, примерно как крысы. У Paenibacillus dendritiformis коллективный разум точно обнаружен - во всяком случае, если верить израильским ученым. Исследователи заметили, что колонии этих бактерий как будто обмениваются сообщениями друг с другом. Биологи надеются научиться "уговаривать" бактерии не вредить человеку. Но не задаются при этом вопросом: всегда ли бактерии были разумными? Или стали таковыми уже на наших глазах?

Отгадку ищите в себе

Человечество стало замечать, что с природой "что-то не то", еще лет сто назад. В 30-е годы в советской России академик Владимир Вернадский сформулировал понятия "биосферы" (сферы природы) и "ноосферы" (сферы разума). Второе влияет на первое, входит с ним в конфликт. Одновременно великий Александр Чижевский выдвинул гипотезу о драматическом воздействии на живое солнечной активности. Как и учение Льва Гумилева (он толковал про пассионарность - а это по сути "животное", биологическое поведение масс людей), эти воззрения находятся на границе науки и составляют по большому счету предмет веры.

- В 30-е годы было много фантазеров, - говорит эксперт Всемирного фонда дикой природы Алексей Вайсман, - про солнечную активность знали мало, про поведение животных еще меньше.

- Современные исследования полностью подтверждают взгляды Чижевского, - не согласен президент Бюро региональных общественных кампаний (занимается экологическими акциями) Анатолий Лебедев. - Правда, зависимости оказываются более сложными, чем ранее виделось. Космическое, солнечное, земное - все сплетается, и науке потребуется не один десяток лет, чтобы во всем разобраться.

Главная загадка - климат, считает Лебедев. Он меняется. В Арктике и тропиках драматично, в средней полосе - менее заметно. Причины непонятны пока даже специализированной комиссии при ООН, которая собрала лучшие научные умы, рассказывает эколог. Но то, что животные чувствуют эти сдвиги очень остро, факт, уверен он.

- С этим уже никто и не спорит, - говорит Лебедев. - Так, нападения акул стали печальной нормой не только в Египте - везде. Выбрасываются на берег дельфины и киты. Наверняка первопричина - климатические аномалии.

Но есть другая, философская проблема. Она внутри нас. Человек в странах третьего мира еще стремится к индустриализации, а жители государств "золотого миллиарда" от нее уже устали, рассуждает Лебедев:

- Они понимают, что индустриализация - не та, "нужная", желанная цель. И инстинктивно идут назад, к природе. Это выражается в судорожных поисках "адреналина". Казалось бы, иди в аптеку, да купи этот адреналин! Или займись нормальной работой. Но нет, люди предпочитают заполнять вакуум в сознании, отправляясь в мир дикой природы. Смутно представляя, что их там ждет.

С этой проблемой еще предстоит разобраться философам, уверен эксперт. А может, не только им:

- Раньше человек, условно, доил корову. Теперь у него нет коровы. И он начинает искать - йети, волков-мутантов. И то, и другое есть и было. Но вне поля нормального, прагматичного интереса человека. Теперь мы столкнулись с этим вплотную.

Коровы нет, зато есть вертолет. Человек летит или едет на современном вездеходе туда, куда прежде не всякий промысловик добирался, сетует Вайсман. Растет число контактов - растет и число конфликтов.

Главные бунтари природы

Белка

Род грызунов семейства беличьих. Имеет удлиненное тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с белым брюшком, иногда серый (особенно зимой). Водятся повсюду, кроме Австралии. Ночует в дуплах, в тайге часто строит гайно - шарообразное гнездо из веток диаметром до полуметра с 1-2 боковыми входами, выложенное изнутри мхом и лишайниками. Чаще всего оно расположено на ели. Иногда белки утепляют для себя сорочье гнездо. Активны днем, особенно утром и вечером. В спячку на зиму не впадают. Сигнал тревоги - громкое цоканье. Питаются семенами хвойных, грибами, почками, побегами, орехами, насекомыми. Изредка поедают птенцов и яйца птиц. Делают запасы на зиму. Самка приносит 3-10 бельчат дважды в год.

Ворона

Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Длина тела 44-56 см, масса - 460-690 г. По окраске делят на две группы: черные вороны и серые вороны. В местах встречи этих двух популяций они скрещиваются между собой, давая гибридное потомство. Серая ворона обитает в Европе - на восток от реки Эльбы - и в Западной Сибири. Черная ворона обитает в Западной и Центральной Европе, Средней и Восточной Азии, Северной Америке. Живут вороны на окраинах лесов и опушек, в зарослях речных долин, а также вблизи жилья человека. Городские вороны чаще всего оседлые, они ночуют большими скоплениями в парках и садах. Гнездиться начинают в марте-апреле, гнезда устраивают в парках, на деревьях, опорах ЛЭП, подъемных кранах, за водосточными трубами.

Дельфин

Семейство млекопитающих отряда китообразных, подотряда зубатых китов включает в себя около 40 видов. У одних дельфинов рыло вытянуто вперед в виде клюва (роды Platanista, Inia, Delphinus); y других голова спереди округленная, без клювовидного рыла (касатка, гринда, белуха). Размер мозга дельфинов в соотношении с размером их тела гораздо больше, чем у ближайших родственников человека - шимпанзе, а их поведение указывает на высокую степень умственного развития. По последним научным данным, дельфины не только имеют "словарный запас" до 14 000 звуковых сигналов, но и обладают самосознанием и "социальным сознанием". Они помогают новорожденным или больным собратьям. Дельфинов используют в пет-терапии для лечения людей при помощи ультразвукового сонара.

Лось

Парнокопытное млекопитающее, самый крупный вид семейства оленей. Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2,3 м, весит до 570 кг (самки мельче). Туловище и шея - короткие, холка - высокая, в виде горба. Ноги сильно вытянутые, поэтому, чтобы напиться, лось вынужден заходить глубоко в воду или становиться на колени передних ног. Голова крупная, горбоносая, с нависающей мясистой верхней губой. Под горлом мягкий кожистый вырост ("серьга"), достигающий 25-40 см. Хвост короткий. Шерсть грубая. Окраска зимой темно-бурая, летом почти черная; ноги белые. У самцов огромные (самые крупные у современных млекопитающих) лопатообразные рога; их размах достигает 180 см, масса - 20-30 кг. Они напоминают соху, отсюда другое его название - "сохатый".

Все началось с Ламарка

Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; "пленка жизни"; глобальная экосистема Земли. Термин "биосфера" был введен в биологии Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году. Целостное учение о биосфере создал русский биогеохимик и философ В.И. Вернадский. Он впервые отвел живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом. (Однако существует и более широкое определение биосферы: это область распространения жизни на космическом теле.)

Биосфера располагается на пересечении верхней части литосферы, нижней части атмосферы и занимает почти всю гидросферу. Биосферу слагают следующие типы веществ:

1. Живое вещество - вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю. Это одна из самых могущественных геохимических сил нашей планеты, поскольку живое вещество не просто населяет биосферу, а преобразует облик Земли.

2. Биогенное вещество - вещество, создаваемое и перерабатываемое живыми организмами. На протяжении органической эволюции живые организмы тысячекратно пропустили через свои органы, ткани, клетки, кровь всю атмосферу, весь объем Мирового океана, огромную массу минеральных веществ. Так появились, в частности, месторождения угля или нефти.

3. Косное вещество - продукты, образующиеся без участия живых организмов.

4. Биокосное вещество создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамически равновесные системы тех и других. Таковы почва, ил, кора выветривания и т.д. Организмы в них играют ведущую роль.

5. Вещество, находящееся в радиоактивном распаде.

6. Рассеянные атомы, непрерывно создающиеся из всякого рода земного вещества под влиянием космических излучений.

Источник: http://www.inauka.ru

Источник:  http://www.inauka.ru

Svetoslav_2012 02.08.2011 10:38 [Материал]
Скоро звери в города войдут! Вот тогда будет DOOM!
Spectre 02.08.2011 10:30 [Материал]
Что вокруг творится то... это не животные сошли с ума, а скорее мы, и причём уже давненько, с самого начала. Угробили вокруг - всё. Инстинкт самоуничтожения в самом разгаре.