/ Новости сайта / Космос / Обнаружена сверхмассивная черная дыра
16.08.2011

Обнаружена сверхмассивная черная дыра

Космическим телескопом XMM-Newton найден источник мягкого рентгеновского излучения, возникший, вероятнее всего, в итоге приливного разрушения звезды, вызванного воздействием черной дыры.

Источник получил индекс 2XMMi J184725.1-631724. Хотя сверхмассивные черные дыры расположены в центральных областях многих галактик, активными являются лишь некоторые из этих невидимых звезд, сообщает ” kosmonews.ru”.

Большинство из этих черных дыр находится в состоянии покоя, и исследовать их весьма проблематично. Однако визуально определить черную дыру можно по вызванному приливным воздействием разрушению и аккреции вещества другого светила, подошедшего на опасно близкое расстояние к находящейся "в засаде” черной звезде. По оценкам астрофизиков, подобное событие происходит раз в год в одной галактике из 10 000…

Пока имеется всего десять претендентов на роль такой погибающей звезды, вспышка которых может быть вызвана аккрецией. Практически все эти звезды-кандидаты были обнаружены и зафиксированы космическими обсерваториями, лишь одна из них "поймана” при помощи орбитального аппарата Swift. Этот рентгеновский источник наблюдался в 2006-2007 годах внеземной обсерваторией XMM-Newton; однако еще в 1992 году в этой области звездного неба не наблюдалось даже следов какого-либо источника излучения.

Для проверки эту же область в текущем 2011 году исследовал телескоп Swift, но… вновь никакого источника рентгеновского излучения там уже не было! Убедительнее всего это появление-исчезновение объясняется гипотезой приливного разрушения звезды сверхмассивной черной дырой массой порядка миллиона масс Солнца. Предположительно яркость такой вспышки в течение полугода нарастает, а угасание длится несколько лет – описываемый объект именно так себя и вел. В пользу гипотезы говорит и мягкость выделенного рентгеновского спектра излучения источника – уже на энергии 2000 эВ он сливается с фоном. Вдобавок направление на этот объект, отличающийся, кстати, нестабильностью, совпадает с направлением на центр галактики, получившей обозначение IC 4765-f01-1504. Расстояние до нее составляет примерно полмиллиарда световых лет, и ее центральная сверхмассивная черная дыра "спит”.

Источник:  http://zadonbass.org