Выбор фона:
/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Авария на «Фукусиме»: взрывоопасная правда ("The Independent", Великобритания)
17.08.2011

Авария на «Фукусиме»: взрывоопасная правда ("The Independent", Великобритания)

Оценка: 0.0    2159 0 Природные катаклизмы
18:50


17.08.11 Япония настаивает на том, что катастрофа на атомной станции была вызвана совокупным воздействием землетрясения и цунами, т.е. причинами, которые невозможно предвидеть. Однако появились новые данные, свидетельствующие о том, что реакторы были обречены, а авария – неизбежна.

Какой ущерб успело причинить реакторам станции «Фукусима-Дайичи» (Fukushima Daiichi) землетрясение, произошедшее 11 марта, к тому моменту, как на побережье обрушился цунами? Сведения об этом все еще покрыты мраком тайны и остаются одним из секретов, связанных с кризисом в японской атомной энергетике.

Дело в том, что ставки в данной игре крайне высоки. Если докажут, что структура станции была разрушена, а ядерное топливо оказалось под угрозой взрыва именно вследствие землетрясения, все похожие реакторы, работающие в Японии, возможно, придется заглушить. Учитывая, что большинство из 54 японских реакторов уже остановлено (в нашем случае 35) или их должны отключить по графику к апрелю следующего года, вопрос о структурной безопасности станций приобретает угрожающие размеры в любой дискуссии, посвященной тому, следует ли их вновь запускать.

Токийская электроэнергетическая компания (TEPCO), являющаяся оператором станции «Фукусима», и японское правительство вряд могут играть роль беспристрастных арбитров в этом споре. «Расплавления активной зоны не было», - твердил представитель кабинета Юкио Эдано в течение нескольких дней после катастрофы 11 марта. «Все произошло из-за стихийного бедствия, которое невозможно предвидеть», - бросил позже свою знаменитую и весьма далекую от правды фразу Масатака Симидзу, тогда еще президент TEPCO. Сегодня, через пять месяцев после катастрофы, мы знаем, что процесс расплавления активной зоны уже шел, когда г-н Эдано успокаивал общественность, а авария отнюдь не была непредвиденной, ведь о ее возможности постоянно предупреждали специалисты, критикующие ситуацию в отрасли.

Месяцами нас пичкали ложью и дезинформацией, чтобы навязать свою версию происшедшего. Она гласит, что в результате землетрясения отключилось электроснабжение станции, а это вывело из строя систему охлаждения ее шести реакторов. 40 минут спустя цунами смыл резервные генераторы, станция полностью лишилась системы охлаждения и началась цепь событий, приведших к тройному взрыву, т.е. первой аварии такого рода в мире.

А что если трубы рециркуляции и охлаждения полопались сразу после землетрясения, еще до того, как волна достигла станции и система электроснабжения вышла из строя? Такая версия вряд ли удивит людей, знакомых со структурой первого реактора, построенного 40 лет назад, который является «дедушкой» ректоров, до сих пор работающих в Японии.

О проблемах, связанных с тем, что трубы системы охлаждения потрескались, а также являются изношенными и плохо отремонтированными, говорили годами. В сентябре 2002 года представители TEPCO признали, что скрывали данные о трещинах, существующих в корпусах труб рециркуляции. Вот что говорится в докладе некоммерческой организации Citizen's Nuclear Information Centre, посвященном сокрытию информации со стороны компании: «Скрываемые данные касались трещин в той части реактора, которая известна как трубы рециркуляции. Эти трубы предназначены для отвода тепла от реактора. Если они потрескались, это может привести к серьезной аварии, связанной с утечкой охлаждающей жидкости».

2 марта, за девять дней до взрыва, Агентство ядерной и промышленной безопасности (NISA), являющееся надзорным органом японского правительства, предупредила TEPCO о недопустимости того, что основное оборудование станции, включая трубы рециркуляции, до сих пор не проверено на предмет его исправности. Компании приказали в срок до 2 июня провести такую проверку, при необходимости отремонтировать оборудование и доложить об этом агентству. Однако этот отчет, похоже, так и предоставлен вплоть до сегодняшнего дня.

Журналисты Independent побеседовали с несколькими из рабочих станции, и те изложили точно такую же версию развития событий. По их словам, система труб и по крайней мере один из реакторов были серьезно повреждены еще до того, как на предприятие обрушилась цунами. Все эти сотрудники просили не указывать их имена, так как они до сих пор работают на потерпевшей аварию станции или как-то связаны с ней. Сотрудник A, инженер по техническому обслуживанию, заступивший на смену в день катастрофы, вспоминает, что трубы протекали – об этом говорило характерное шипение.

«Я лично видел, как некоторые трубы разрушались, и думаю, что по всему предприятию таких труб было много. Нет никаких сомнений в том, что землетрясение причинило огромный ущерб оборудованию станции. Кроме этого, я был свидетелем того, как часть стены машинного зала первого реактора отломилась. Эта трещина могла негативно сказаться на работе реактора».

Инженер также отметил, что стенки реактора являются достаточно хрупкими: «Если стенки сделать слишком жесткими, они могут потрескаться под воздействием малейшего давления изнутри. Поэтому их делают ломкими, ведь если не выпустить давление наружу, оно разрушит оборудование, находящееся внутри. Во время катастрофы стенка должна поддаться, иначе будет хуже. Для кого-то это может показаться шокирующим откровением, однако мы видим здесь только здравый смысл». Сотрудник B, 30-летний техник, который также работал в момент землетрясения, вспоминает: «Я помню две волны землетрясения. Первый удар был настолько сильным, что все здание сотрясалось, а трубы изгибались и лопались. Некоторые из них даже срывались со стен…».

«Кто-то кричал, что нам нужно немедленно эвакуироваться. Я сильно встревожился, ведь, покидая помещение, я своими глазами увидел, как несколько труб полопались. Среди них, по-моему, были и трубы подачи холодной воды. Это означало, что охлаждающая жидкость не попадает в активную зону реактора. Если же в активную зону не поступает достаточное количество охлаждающей жидкости, она начинает плавиться. Для того чтобы понять это, вовсе не нужно быть физиком-ядерщиком». Когда этот сотрудник направлялся к своей машине, он увидел, что стены реакторного блока в одном из зданий стали рушиться: «В стенах появились трещины и дыры. В первые несколько минут никто и не думал о цунами. Мы все были озабочены тем, как выжить».

Предполагают, что землетрясение вызвало серьезные разрушения в реакторах. В этих подозрениях нас укрепил тот факт, что утечка радиации была зарегистрирована спустя всего несколько минут. Согласно сообщению информационного агентства Bloomberg, система предупреждения об опасности радиационного облучения сработала в миле от объекта уже в 3:29 утра, т.е. еще до удара цунами.

Причины, по которым официальные власти не хотят признать тот факт, что структурные разрушения первого реактора были вызваны землетрясением, выглядят вполне очевидными. Кацунобу Онда, автор книги «TEPCO: темная империя», объясняет их следующим образом: «Подобное признание со стороны правительства или руководителей отрасли вызовет подозрения, связанные с безопасностью других реакторов. В стране все еще работают «антикварные» реакторы, для которых характерны та же самая проблема – изношенность труб». Между тем землетрясение является вполне обычным явлением для Японии.

Мицухико Танака, бывший конструктор атомных станций, считает, что катастрофа, произошедшая 11 марта, была вызвана утечкой охлаждающей жидкости: «Данные, которые предоставила общественности TEPCO, свидетельствуют о больших потерях охлаждающей жидкости в первые несколько часов после землетрясения. Причину этого нельзя искать только в сбое электроснабжения. Еще до удара цунами система охлаждения была настолько сильно повреждена, что расплавление активной зоны выглядело неизбежным».

По его словам, опубликованные данные указывают на то, что аварийное циркуляционное оборудование систем А и В включилось уже в 2:52 утра, т.е. сразу после землетрясения. «Такое происходит только в случае утраты охлаждающей жидкости», - отмечает специалист. Между 3:04 и 3:11 утра внутри защитной оболочки реактора включили устройство для распыления воды. Г-н Танака утверждает, что подобная аварийная мера применяется только при сбое других систем охлаждения. К тому времени когда цунами достигла станции и вырубила систему электроснабжения, т.е. к 3:37 утра, процесс расплавления активной зоны уже начался.

Кеи Сугаока, инспектор, проводивший проверку работы станции и первым забивший тревогу по поводу того, что TEPCO умышленно искажает данные, не выразил удивления в связи с тем, что произошло. В своем письме японскому правительству от 28 июня 2000 года он предупреждал о том, что компания все еще продолжает эксплуатировать на станции серьезно поврежденную паровую сушилку, хотя он еще 10 лет назад заявил о недопустимости этого. Однако правительство скрывало этот факт два долгих года.

«Я всегда знал, что нечто подобное должно рано или поздно случиться. Это был вопрос времени, - заявил он, - сегодня один из тех редких случаев в моей жизни, когда я совсем не рад тому, что оказался прав».

Во время проведения своего расследования г-н Онда беседовал с инженерами, работавшими на станциях TEPCO. Один из них сообщил автору, что трубы часто не соответствовали чертежам. В этом случае единственное решение заключается в том, чтобы с помощью тяжелого оборудования совместить трубы и накрепко сварить их. Проверка состояния труб, как правило, была поверхностной, их задние стенки не осматривали вообще из-за трудности доступа. Ремонтные работы проводились в спешке, так как никто не хотел подвергаться воздействию радиации дольше разрешенного срока.

Вот, что пишет г-н Онда: «Впервые посетив атомную станцию «Фукусима», я увидел множество труб, которые образовывали настоящую паутину. Трубы были везде – на стенах, потолке и полу. Приходилось через них перешагивать, иногда нырять под них. Иногда, зазевавшись, я ударялся о них головой. Эти трубы, которые позволяют регулировать температуру внутри реактора и доставляют охлаждающую жидкость, являются артериями и венами атомной станции, а активная зона представляет собой ее сердце. Если трубы лопаются, подача жизненно важных компонентов к сердцу прекращается. Система получает «инфаркт», т.е., выражаясь языком ядерной физики, начинается расплавление активной зоны. Проще говоря, вы не сможете охладить активную зону реактора, если повреждены трубы, позволяющие регулировать температуру и доставляющие охлаждающую жидкость, ведь эта жидкость просто не попадет туда».

Вот что говорит по этому поводу Тоору Хасуике, сотрудник компании TEPCO с 1977 по 2009 год и бывший руководитель службы безопасности на станции «Фукусима»: «Планы на случай чрезвычайных обстоятельств, таких аварий, какая произошла на станции «Фукусима», не предусматривают использования морской воды для охлаждения активной зоны. Закачка морской воды в активную зону может привести к разрушению реактора. Единственной причиной, по которой можно решиться на такое, является отсутствие обычной воды или другой охлаждающей жидкости».

Перед самым рассветом 12 марта уровень воды в реакторной зоне стал стремительно падать, а уровень радиации, наоборот, повышаться. В пресс-релизе, который компания TEPCO распространила сразу после 4 часов утра, говорилось следующее: «Давление внутри защитной оболочки реактора высокое, но стабильное». Между тем, в сообщении промелькнула одна фраза, которую многие просто не заметили: «Аварийная система циркуляции воды охлаждала пар в активной зоне. Она прекратила работать».

В 9:51 утра по указанию руководства внутреннее помещение реакторного здания было объявлено зоной, запрещенной для входа. Около 11 часов уровень радиации внутри машинного зала, находящегося рядом с ректором, уже составлял 0,5-1,2 миллизиверта в час. Другими словами, процесс расплавления активной зоны уже пошел. При таком уровне, подвергаясь воздействию радиации в течение 20 минут, вы получите дозу, которая превышает предельно допустимую пятилетнюю норму, установленную для сотрудников атомных электростанций в Японии.

12 марта, где-то между 4 и 6 часами утра, директор АЭС Масао Йосида решил, что настало время закачивать морскую воду в активную зону и уведомил об этом руководство компании. Однако морскую воду стали закачивать только через несколько часов после взрыва водорода, который произошел около 8 часов утра. К тому моменту данная мера уже была запоздалой.

В конце того месяца TEPCO наконец признала справедливость хотя бы части выдвинутых против нее обвинений, опубликовав доклад под названием «Состояние активной зоны реактора на первом блоке АЭС «Фукусима-Дайичи»». В документе говорилось, что кое-какое ключевое оборудование, включая трубы, было повреждено еще до удара цунами.

«Это означает, что утверждения руководителей отрасли в Японии и их коллег из других стран, которые заверяли нас в прочности реакторов, являются безосновательными, - говорит Шон Берни (Shaun Burnie), независимый консультант по проблеме ядерных отходов, работающий с Greenpeace, - В данной связи возникает серьезный вопрос о надежности всех реакторов, работающих в сейсмически опасных районах».

Как указывает г-н Берни, через 16 часов после потери охлаждающей жидкости и за семь или восемь часов до взрыва в первом реакторном блоке TEPCO также признала тот факт, что многие топливные стержни уже расплавились. «Так как они уже должны были знать обо всем этом, их решение залить активную зону морской водой гарантировало массовое заражение окружающей территории, включая утечку радиоактивных материалов в океан».

Вряд ли кто-то способен назвать истинные размеры ущерба, причиненного станции землетрясением, как никто не может сказать наверняка, что именно эти разрушения и стали единственной причиной катастрофы. Тем не менее, данные, предоставленные компанией, и свидетельства очевидцев позволяют предположить, что ущерб был весьма значительным.

Вот как комментирует проблему г-н Хасуике: «TEPCO и правительство Японии предлагали нам много объяснений случившегося. Однако ни в одном из них я не вижу смысла. Единственное, чего не хватало в их объяснениях, так это правды. Пора бы им уже и сказать эту правду».

 
Источник:  http://rus.ruvr.ru


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

ТОП Новостей
Материалов за сегодня нет.
Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
ООН заключило договор с инопланетными расами о постройке ими баз на обратной стороне Луны
Точно. 
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
Мал бывал — сказки слушал; вырос вели (от Катенька)

Останки первых людей возрастом 1,86 миллиона лет обнаружили в Кении
Румынский ,местечковый язык пастухов ,а не имеющий те же корни могучий и совершенный государственный (от Везунчик)
Останки первых людей возрастом 1,86 миллиона лет обнаружили в Кении
Поспорить не с чем. Кроме того что искусственный язык лишон души - того звучания которое сохраняется (от Везунчик)
ООН заключило договор с инопланетными расами о постройке ими баз на обратной стороне Луны
я каждую ночь хожу туда по маленькому. почему бы не землян луна?
зеленых я там не видел, хотя (от limon-1661i1)