В последней четверти прошлого столетия Е.П.Блаватская
выступила обновителем и глашатаем теософской традиции от лица всё тех же
Великих Адептов (называвшихся ею Махатмами), как их посланец и представитель.
Центр созданного ею в Нью-Йорке вместе с полковником Г.С.Олькоттом Теософского
Общества вскоре был перенесён в Индию. Американское же отделение в дальнейшем
возглавлял её единственный по-настоящему близкий духовный ученик и продолжатель
Уильям К. Джадж, руководивший в том числе и эзотерической секцией Общества
в Америке. В свою очередь его ученик Уильям Г. Доуэр организовал в
Сиракузах (штат Нью-Йорк) отделение Общества, в которое и вступила Франчиа Ла
Дью, восстановившая после ухода из жизни Е.П.Блаватской прямой контакт с
Братством Учителей.
Свой
путь к практической теософии У.Г.Доуэр и Ф. Ла Дью начали с постижения
глубинных основ «первобытной» духовной культуры человечества, а именно религии
индейских племён союза ирокезов. Именно на примере социальной организации,
сельскохозяйственной практики и духовной жизни ирокезов будущие основатели
Храма Человечества поняли идею Великого Мира и тотального всестороннего
нерасторжимого единства всего сущего: Бога-Отца, Небесной Иерархии, человека и
Матери-Земли с её минеральным, растительным и животным миром, где всё
проникнуто высоким божественным присутствием. Они приняли самое активное
участие в жизни и борьбе за свои права племени онондага и стали одними из очень
немногих белых американцев, посвящённых в члены племени. Их принял род
черепахи, что само по себе весьма символично, ибо в ирокезской мифологии
черепаха олицетворяет собой проявленное мироздание в его первоначальной
гармонии.
Как
и Е.П.Блаватская, и позднее Е.И.Рерих, Ф. Ла Дью прошла неизбежно драматический
этап кризиса посвящения (болезненное физическое и душевное преображение) от
первых прозрений и зовов до подлинного озарения и постоянного высокого общения.
В 1898 году Учитель Илларион поручил У.К.Доуэру и Ф. Ла Дью основать на новом
месте новую организацию, Храм Человечества, которая станет не просто обществом
преданных Учению людей, а общиной, всей своей жизнью и деятельностью
показывающей миру пример одухотворённой жизни на принципах Учения в гармонии с
Богом, Природой и людьми.
В
1903 году община была перенесена в Алсион (Калифорния), где был приобретён
участок земли на тихоокеанском побережье с просторным трёхэтажным домом в
викторианском стиле, где доктор Доуэр оборудовал гостиницу и санаторий. Здесь
Храм Человечества смог, наконец, организовать свою внутреннюю жизнь и
общественное служение в полном соответствии с поставленными Учителем задачами и
постоянным руководством с его стороны в виде регулярных посланий, передаваемых
через Голубую Звезду (эзотерическое имя, данное Ф. Ла Дью Учителем после её
окончательного посвящения).
Эти
послания представляли собой именно руководство жизнью общины, и потому включали
в себя и духовные наставления, и сведения по оккультным наукам, и практические
рекомендации в самых различных областях деятельности от сельскохозяйственных
приёмов до принципов ведения экономики. Послания регулярно публиковались на
страницах издаваемого Храмом журнала «The Temple Artisan» («Мастеровой Храма»).
Впоследствии они были собраны в тематические сборники и составили то, что
сегодня мы называем учением храма. Одним из таких сборников и является собрание
духовно-нравственных наставлений и воззваний, объединённых под названием «С
Горной Вершины».
С
расширением деятельности Храма на его территории появились студия керамического
искусства, типография, магазин, почтовое отделение, библиотека имени
У.К.Джаджа, индейский общественный центр «Гайявата». После смерти Голубой
Звезды в её память под руководством доктора Доуэра был построен мемориальный
храм, формы и символика которого были указаны Учителем (архитектор — Т.Эйзен).
Центр
«Гайявата» был построен доктором Доуэром в начале 30-х годов в продолжение той
глубочайшей духовной преемственности Храма Человечества, которая была заложена
им вместе с Ф. Ла Дью. У.Г.Доуэр обратился к Гарольду Форгостайну, художнику,
члену Храма с просьбой написать картину для этого центра. Как пишет действующий
главный хранитель Храма Элеонора Л. Шамвей: «Гарольд обрёл истинный
источник вдохновения в произведениях искусства коренных американцев. Он написал
картину, о которой просил доктор Доуэр, а затем начал серию больших полотен
маслом, отображающих события из жизни Гайаваты и тот вклад, что внесли индейцы
в понимание нами природы: необходимости гармонии между человеком и землёй».
Именно Г.Форгостайну было суждено продолжить духовную линию основателей, и с
уходом из жизни вдовы У.Г.Доуэра он стал четвёртым главным хранителем Храма.
В
соответствии с теософскими традициями Храм Человечества не придерживается
какого-либо конкретного вероисповедания. Среди его членов представители самых
различных религиозных конфессий и направлений. Ежедневно в полдень в храме
проводится «служба исцеления», с медитациями и молитвами о здравии и
безопасности мира. Проводятся и открытые службы, лекции и медитации. Содержание
и форма этих служб указаны Учителем. Практикуется посвящение в духовный сан, но
священники Храма не выступают в роли посредников между человеком и Богом,
поскольку в учении храма каждый человек сам является священнослужителем в своих
взаимоотношениях с Богом. Три главные заповеди Храма: «Верования уходят, Сердца
остаются», «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы другие поступали с
тобой», «Не судите и не судимы будете».
С начала 90-х годов прошлого века на территории Алсиона живёт и русскоязычная община. До недавнего времени её возглавлял Сергей Моисеев. Совсем недавно он ушёл из мира сего...
По всему миру существуют многочисленные филиалы "Храма Человечества", в которых востребован ВЕСЬ опыт теософской мудрости, переданный через Блаватскую и Ла Дью...