/ Новости сайта / Археология / Сванте Пээбо: денисовцы могут быть не единственным ранее неизвестным видом гоминини
06.09.2011

6.09.11 Открыватель денисовского человека хочет сопоставить его с синантропом, получить образец ДНК «хоббита», а также допускает возможность существования ещё одного-двух видов ранее неизвестных родственников человека.
Шведский (по матери и фамилии — эстонский) биолог Сванте Пээбо из Планковского института эволюционной антропологии (Германия), сын нобелевского лауреата, открыватель денисовского человека и расшифровщик неандертальского генома (это он обрадовал европейцев и азиатов известием, что они на 1–4% являются неандертальцами), дал интервью журналу New Scientist.

Г-н Пээбо, в частности, считает, что его беспрецедентное открытие (впервые в истории новый вид гоминини был идентифицирован по ДНК, а не по морфологии) будет повторено, и не раз. Он говорит, что у современных людей могут быть и другие предки, помимо кроманьонцев, неандертальцев и денисовцев, — один-два.

Для Сванте Пээбо результаты анализа ДНК денисовского человека стали сюрпризом: коллега, сообщавший ему результаты анализа по телефону, сначала спросил его: «Вы сейчас сидите?» Давних обитателей Денисовой пещеры в Алтайском крае г-н Пээбо считает родственниками неандертальцев; он говорит, что эти виды разделились как минимум 200 тыс. лет назад. Мощные зубы (точнее, единственный обнаруженный зуб) денисовцев, согласно Пээбо, позволяют предположить, что этот вид был результатом смешения неандертальцев и гоминини, отличных и от неандертальцев, и от Homo Sapiens. 5–7% ДНК современных меланезийцев — «денисовские».

Г-на Пээбо интересуют синантропы; как считает учёный, неполное сходство их костей с неандертальскими, а также то, что полного скелета денисовского человека до сих пор не найдено, не исключают возможности близости и даже тождества между синантропами и денисовцами. «Хоббиты» с индонезийского острова Флорес (Homo Floresiensis) тоже являются объектами интереса знаменитого биолога. Однако, доступ к костям — «политическая проблема»; кроме того, для сохранения в останках ДНК предпочтителен сухой и холодный климат, а не жаркий и влажный. Несколько лет назад группа Пээбо получила в своё распоряжение корень «хоббитского» зуба, но пригодных для анализа образцов не обнаружила. Однако вопрос о том, являлся ли «флоресианец» отдельным видом или просто карликовой популяцией (последнее типично для островных условий) неандертальцев или денисовцев, весьма важен. Версию о том, что «хоббиты» были поголовно больными ранними современными людьми, г-н Пээбо серьёзной не считает.

Сванте Пээбо допускает, что окончательно неандертальский геном можно восстановить не только по древним останкам, но и по ДНК современных людей: пресловутые 1–4% у каждого европейца и азиата разные, и геном далёких предков представляет собой нечто вроде головоломки. Биолога занимают мысли о том, каким было бы общество, если бы неандертальцы протянули ещё 2 000 поколений и сосуществовали бы с современными людьми (что само по себе, отметим мы, предполагает апартеид). Сванте Пээбо честно говорит, что продолжительные умозрительные построения не помогли ему сформировать точку зрения — он допускает, что общество могло бы быть и гораздо более нетерпимым, и гораздо более гуманным, сообщает science.compulenta.ru