/ Новости сайта / Наука и Технологии / Обнаружены алмазы из нижней мантии
17.09.2011

Обнаружены алмазы из нижней мантии

Оценка: 0.0    1728 0 Наука и Технологии

17.09.11 Углеродный цикл, охватывающий атмосферу, океаны и земную кору, достигает, как выяснилось, нижней мантии.

Сотрудники Бристольского университета (Великобритания) и Института Карнеги (США) обнаружили, что он распространяется практически на всю планету, связывая химические и биологические процессы, проходящие на поверхности и в океанах, с внутренней частью Земли. Наш общий дом и впрямь интегрированная, динамическая система.

Предыдущие наблюдения навели учёных на мысль о том, что углеродный цикл может простираться до верхней мантии (примерно 400 км вглубь). В этом районе плиты океанической коры, несущие богатый углеродом осадочный слой, заходят под другие тектонические платформы и смешиваются с расплавленной породой мантии. Сейсмологические и геохимические исследования заставили предположить, что океаническая кора способна опуститься до нижней мантии (около 660 км), но образцы породы с такой историей получить очень трудно.

Специалисты проанализировали коллекцию «сверхглубоких» алмазов из бразильского кимберлитового поля Жуна-5. Большинство алмазов, добываемых на поверхности Земли, происходит из недр, лежащих не далее 200 км. В некоторых частях мира, однако, встречаются редкие «сверхглубокие» алмазы, содержащие микроскопические включения других материалов, химия которых указывает на их необычное происхождение.

Алмазы из Жуны-5 имеют в своём составе инклюзии минералов, которые обычно образуются, когда базальт плавится и кристаллизуется под чрезвычайно высоким давлением и при очень высокой температуре нижней мантии.

Иначе говоря, данные включения, возможно, появились, когда алмазоформирующие текучие среды соединились с базальтовыми компонентами океанической литосферы, опускавшимися в нижнюю мантию.

Если гипотеза верна, углерод, из которого образовались алмазы, первоначально находился внутри океанической коры. Действительно, они изобилуют лёгким изотопом углерода, который распространён на поверхности, но не в мантии.

Среди включений обнаружены также отдельные фации, которые остались «несмешанными». Скорее всего, они присоединились к алмазам, когда те поднимались в верхнюю мантию.

Ну а поближе к поверхности алмазы доставил обыкновенный столб магмы, полагают эксперты.