/ Новости сайта / Космос / На космических снимках десятилетней давности обнаружили неизвестные планеты
09.10.2011

На космических снимках десятилетней давности обнаружили неизвестные планеты

9.10.11 Слева — звезда HR 8799 глазами «Хаббла», в центре — снимок, на котором после обработки можно увидеть планеты, справа — планетная система HR 8799 с орбитой Нептуна для сравнения. (Изображение NASA / ESA / STScI.)

В 2007–2010 годах команда астрономов под руководством Кристиана Маруа из Национального научно-исследовательского совета Канады с помощью сделанных в наземных обсерваториях снимков в ближнем ИК-диапазоне обнаружила четыре гигантские экзопланеты, вращающиеся вокруг звезды HR 8799. Молодая массивная звезда из созвездия Пегаса находится в 129 световых годах от нас.

В 2009 году Дэвид Лафренир из Университета Монреаля (Канада) решил проанализировать параметры этой планетной системы, используя её фотографии, которые в 1998 году любезно предоставил космический телескоп «Хаббл». Специалисту удалось, повысив качество снимков, определить положение самой удалённой из четырёх планет и даже вычислить её орбиту.

Теперь эстафету подхватила группа исследователей во главе с Реми Соммером из Научного института по использованию космического телескопа (США): в ведении этой организации как раз находится «Хаббл». Г-н Соммер и его коллеги, просмотрев почти полтысячи снимков десятилетней давности, не только рассчитали периоды обращения трёх наиболее удалённых от HR 8799 планет (ближайшая к звезде находилась на грани видимости), но и обнаружили две неизвестные доселе экзопланеты.

Сравнение фотографий того времени с современными позволяет отследить изменения траекторий планет, предоставив десять лет наблюдений задаром. А с некоторой долей везения можно совершить и новые открытия, говорит г-н Соммер.

Учёные намереваются изучить подобным образом ещё около 400 звёзд, рядом с которыми могут находиться планеты. Результаты уже проделанной работы появятся в очередном номере издания Astrophysical Journal.

science.compulenta.ru.