/ Новости сайта / Другое / Дупликация гена SRGAP2 сделала человека умнее.
14.10.2011

Дупликация гена SRGAP2 сделала человека умнее.

Оценка: 0.0    1818 0 Другое

14.10.11
Увеличение (и улучшение) человеческого мозга в процессе эволюции могло стать результатом удвоения гена, который помогает мозговым клеткам переезжать с места на место.

По меньшей мере дважды за последние три миллиона лет ген SRGAP2 дублировался, говорит Меган Деннис из Университета штата Вашингтон (США), которая вместе с коллегами показала, что дополнительные копии гена могут нести ответственность за утолщение коры головного мозга.

Ранее та же группа учёных обнаружила, что SRGAP2 входит в число 23 генов, имеющих второй экземпляр только у одного вида приматов — человека. Г-жа Деннис пришла к выводу, что древняя форма этого гена, расположенного в первой хромосоме, была частично продублирована в той же хромосоме около 3,4 млн лет назад. Эта частичная копия отвечает за выработку укороченной версии белка SRGAP2.

Затем, примерно 2,4 млн лет назад, была создана копия той частичной копии. Она вошла в короткое плечо первой хромосомы.

Однако появление дополнительных копий ещё не означает, что ген сыграл важную роль в эволюции. Поэтому исследователи изучили более 150 человек и выяснили, что дубликат, созданный 3,4 млн лет назад, у некоторых отсутствует, тогда как более молодая версия надёжно зафиксирована в человеческом геноме (иными словами, она есть у всех). Пара миллионов лет с хвостиком — довольно малый срок для фиксации дуплицированных генов, отмечает г-жа Деннис. Столь быстрая ассимиляция может указывать на большое значение гена для эволюции.

С помощью коллег из других вузов специалисты обнаружили, что укороченная версия белка SRGAP2 мешает клеткам мозга создавать филоподии, с помощью которых они передвигаются. Сокращение числа этих псевдоподий не позволяло клеткам активно мигрировать и, возможно, привело к появлению новых слоёв коры головного мозга.