/ Новости сайта / Космос / В протопланетном диске обнаружены огромные запасы воды.
23.10.2011

В протопланетном диске обнаружены огромные запасы воды.

23.10.11
Космический телескоп «Гершель» обнаружил огромные запасы льда при наблюдениях молодого светила TW Гидры, возраст которого составляет около 10 млн лет.

TW Гидры, почти в два раза уступающая Солнцу по массе, удалена на 53,7 ± 6,2 пк от Земли и классифицируется как звезда типа T Тельца — переменная звезда, которая ещё не вышла на главную последовательность. Её крупный протопланетный диск имеет радиус в 196 а. е., причём на долю пыли в нём приходится (2–6)•10–4 солнечной массы. Запасы газа в диске оцениваются в 4•10–5–6•10–2 солнечной массы.

Принято считать, что водяной пар собирается в «тёплой» части протопланетных дисков, где температура превышает 250 К, а лёд сублимируется. «Тёплую» воду астрономы уже обнаруживали при изучении молодых светил AS 205N и RNO 90 и некоторых аналогов TW Гидры, также относящихся к звёздам типа T Тельца. В «холодных» (~20 К) внешних областях дисков господствующее положение занимает, естественно, лёд, а не пар, но (меж)звёздное ультрафиолетовое излучение всё же возвращает небольшую часть молекул воды в газовую фазу.

Этот «холодный» пар в диске TW Гидры и зарегистрировал установленный на борту «Гершеля» спектрограф HIFI, который выделил линии испускания обоих спиновых изомеров воды (появление изомеров, напомним, обусловлено тем, что молекулы водорода могут принимать две разные формы: в ортоводороде спины двух протонов сонаправлены, а в параводороде — антипараллельны). Моделирование, выполненное учёными из США и Нидерландов, показало, что 7,3•1024 г найденного пара соответствуют запасам льда общей массой в 9•1027 г. Последнее значение более чем в тысячу раз превосходит массу земных океанов.

Вода, содержащаяся во внешнем диске TW Гидры, вполне может попасть в обитаемую зону светила и способствовать развитию жизни на расположенных там (гипотетических) планетах. Один из вариантов переноса Н2О мы рассматривали совсем недавно.

Svetoslav_2012 23.10.2011 16:57 [Материал]