/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Россия попала в озоновую дыру. Жди холодной зимы?
24.10.2011

Россия попала в озоновую дыру. Жди холодной зимы?

Оценка: 0.0    2656 2 Природные катаклизмы

В прежние времена Арктика не была такой дырявой

24.10.11 Впервые зафиксировано резкое уменьшение толщины озонового слоя в Северном полушарии.

Как сообщил в научном журнале Nature доктор Мишель Санти (Dr Michelle Santee) и его коллеги из НАСА (Nasa's Jet Propulsion laboratory), толщина озонового слоя на Арктикой достигла рекордно низких значений. На высотах  порядка 20 километров она уменьшилась аж на 80 процентов. По сути образовалась "озоновая дыра" в месте, в котором раньше ее не было.

"Озоновая дыра" обычно появляется над Антарктидой - в Южном полушарии. В Северном -  подобное явление всегда выглядело  столь незначительным, что на него не обращали внимание. Ныне же истончение оказалось просто сверхъестественным.  И над Арктикой возникла дыра, сравнимая по масштабам с Антарктической.

Эксперты пугают, что от прорехи в слое, который защищает Землю от жесткого ультрафиолетового излучения,  могут пострадать и люди, и животные - получат ожоги кожи и поражения глаз.

Озоновая дыра в Северном полушарии затрагивает Россию и Канаду

Ученые предполагают, что аномалия связана с весьма пониженной температурой, которая установилась в стратосфере. О таком похолодании еще несколько лет назад предупреждала Межправительственная группа экспертов по изменению климата при ООН. Уверяла, что оно происходит  с 1979 года.

А чем холоднее в стратосфере, тем активнее становятся вещества, уничтожающие озон в слоях более близких к Земле. Но это - всего лишь гипотеза. От чего точно возникла нынешняя "дыра", захватывающая территории Канады и России, не известно.

Не исключено, что она - "озоновая дыра" над Арктикой  - каким-то образом связана  и с очень холодными зимами, следовавшими одна за другой.  Но в чем первопричина, опять же не ясно: то ли, появившись,  усугубила морозы. В последнем случае, приближающаяся зима грозит снова стать суровой в нашем - Северном полушарии.

Озоновая дыра над Антарктидой: впервые была обнаружена в 1985 году

КСТАТИ

Веселая дыра

Принято считать, что главными разрушителями озонового слоя были так называемые хлорфторуглероды (ХФУ). Эти вещества запретили. Но лучше озону от этого, похоже, не стало. Почему?

Американские ученые нашли более сильного губителя  - так называемые веселящий газ - закись азота. И не исключено, что именно это вещество сейчас уничтожает озон вместо ХФУ.

Более того, выяснилось, что ХФУ мешают веселящему газу разрушать озоновый слой. Сегодня же "помех" почти не осталось.

Закись азота - результат глобального потепления. Так считают исследователи под руководством Майи Репо из финского университета Куопио.

Измерения показали: веселящий газ сочится из болотистых районов российской Арктики. Мощные его источники - круги торфа. Каждый их квадратный метр испускает по 1,2 грамма за сезон. Это гораздо больше, чем от чего либо еще на планете. В смысле естественных источников. А площади с такими "потешными" кругами занимают более 20 процентов площадей на севере России. Например, в республике Коми. И далее по всему побережью Северного Ледовитого океана. Иными словами, ожидается поступление миллионов  веселящих тонн.

Веселящий газ уже начал действовать. А вы не заметили, что жить становится все смешнее и смешнее?

Ученые считают, что интенсивно газовать начали  бактерии, которые перерабатывают нитраты - азотистые соединения, не усвоенные растениями. Если дело пойдет так и дальше, а оно пойдет - вечная мерзлота оттаивает, превращается в болота, то веселее станет жить не только в России. Ветер разнесет радостный газ по планете. Но отнюдь не всемирный хохот  пугает исследователей. Главную опасность они видят в том, что закись азота это парниковый газ. И он вносит мощную лепту в процесс глобального потепления. Сохраняется в атмосфере более 110 лет. То есть, в 10 раз дольше, чем метан - другой парниковый газ, который сочится из тундры.

Теперь добавилась еще одна напасть - озоновая дыра. И как раз над Арктикой. Не является ли она доказательством того, что тут уже поработал веселящий газ?

Источник: kp.ru.