/ Новости сайта / Космос / Есть куда сбежать с Земли
03.11.2011

Есть куда сбежать с Земли

3.11.11 «Земля - колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели», - любил повторять Циолковский, намекая на то, что когда-нибудь мы отправимся на другие планеты.

Куда конкретно устремиться человечеству, Константин Эдуардович, конечно же, не знал. Но большой беды в этом не было. Да и сейчас нет. Выясняется,что лететь можно куда угодно - рано или поздно на пути попадется пристойная планета. К такому выводу пришли ученые, проанализировав данные, полученные с помощью космического телескопа НАСА «Кеплер» (Kepler).

Как сообщил научный руководитель исследований Уильям Боруцки, Млечный Путь - это наша Галактика - насчитывает более 100 миллиардов звезд. Из них 44 процента обладают планетными системами. А примерно десятая часть планет в этих системах предположительно похожи на Землю - комфортно расположились у своих звезд.

Итого, только в нашей Галактике для жизни могут быть пригодны почти 5 миллиардов мест. По другим оценкам, обитаемыми планетами владеют 1,2 процента звезд. Это более миллиарда миров. Что тоже обнадеживает. Но более-менее точных адресов пока единицы. Зато про них уже известно: условия вполне сносные. Хотя и экзотические.

Красные закаты на Глизе 581g

У Глизе 581 - звезды, удаленной от нас на 20 световых лет, несколько планет. Их - одну за другой - обнаружили европейские астрономы и их коллеги из Университета Калифорнии, работающие в обсерватории на Гавайских островах. Более всего на Землю походит 581g, которая расположена чуть ли не в самой середине так называемой зоны обитания - там, где не очень жарко и не очень холодно. Есть условия для существования жидкой воды. И атмосферы. Как у нас.

- Сестра Земли примерно в 3 раза ее тяжелее, в 10 раз торопливее - год на ней длится 37 земных суток, - объявил один из авторов открытия - профессор астрономии и астрофизики Стивен Вогт.

- Средняя температура тут около 20 градусов, как в Нью-Йорке, - говорит руководитель европейского исследования Стефан Удри из Женевской обсерватории.

Местная звезда меньше нашего Солнца. Светит тусклее, греет слабее. Но тепла и света 581g хватает. Ведь она расположена примерно в 15 раз ближе к своему светилу, чем Земля.

- На этой планете можно любоваться удивительными по красоте восходами и закатами, - предполагает Стефан Удри. - Ее солнце кажется огромным - видимый диаметр в 10 раз больше, чем у нашего.

Троекратная сила тяжести поначалу омрачила бы жизнь переселенцам. Но со временем они привыкнут, подкачаются, уменьшатся в росте. И в итоге станут эдакими мускулистыми хоббитами.

На планете, расположенной у двух солнц, возможна комфортная жизнь.

Татуин реальный с черной травой

Джордж Лукас поместил юного Скайуокера на Татуин - планету, которая находилась в системе, имеющей две звезды. Еще недавно астрономы и астробиологи считали, что это чистая фантастика. Мол, две звезды создают невыносимые условия.

Устоявшиеся взгляды недавно опроверг Джек О’Молли-Джеймс из Университета Святого Андрея.

Жить можно, определил он. И уличил Лукаса в том, что тот ошибся в картинке окружающей среды: сделал Татуин пустынной планетой (и снимал-то в Тунисе). Разве что там водились какие-то грибы, которые собирала мама Скайуокера. А на самом деле на такой планете, находящейся в системе с двумя звездами, одна из которых красный карлик, вполне могла бы быть растительность. Но не зеленая, а черная или серая.

- Температура звезды определяет ее цвет, - объясняет ученый, - соответственно и световой диапазон фотосинтеза. В зависимости от излучения звезды и растения приобретают характерный оттенок. Чтобы использовать световой диапазон с максимальной эффективностью, растения под лучами красного карлика должны были обзавестись в процессе эволюции черными или серыми листьями. При этом не исключены разновидности, которые способны преобразовывать в биомассу ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

Недавно американские астрономы обнаружили реальный Татуин в 200 световых годах от нас. Планету освещают сразу два солнца - одна из звезд составляет 20 процентов массы нашего Солнца, вторая - 69 процентов.

На курортной планете всегда ясная погода.

Рай неземной

Вот уж куда стоит слетать в первую очередь, так это к оранжевому карлику, расположенному в 36 световых годах от Земли в созвездии Паруса. Рядом с ним найдена планета-курорт. Открытие было сделано в Европейской южной обсерватории в Чили с помощью «искателя планет» - прибора HARPS, который улавливает изменения радиальной скорости звезд и тем самым распознает планеты рядом с ними.

- Планета находится дальше от своего светила, чем наша Венера от Солнца, но ближе, чем Земля, - говорит руководитель исследований Лиза Кальтенеггер из астрономического института Макса Планка. - Но адской жары, как на Венере, там нет.

Ученые подсчитали: на планете, получившей название HD85512b, «преобладает ясная погода с умеренной облачностью». Облака прикрывают примерно половину поверхности. Это меньше, чем на Земле, средний показатель которой составляет 60 процентов. Но вполне достаточно, чтобы отражать в космос излишки тепла.

Скорее всего, на открытой планете условия не просто комфортные, а райские. Как в наших тропиках. Или как на планете из фильма «Пятый элемент», на которую отправились Брюс Уиллис и Милла Йовович. И конечно же, там есть жидкая вода. Атмосфера сходна с земной, то есть состоит из кислорода, азота и углекислого газа. Правда, на экваторе все-таки может быть очень жарко - до 44 градусов. И душно.

Возраст системы, в которой расположена HD85512b, астрофизики определили в 5,6 миллиарда лет. То есть она старше нашей Солнечной системы, которой примерно 4,7 миллиарда лет. За это время у нас развилась жизнь. Может быть, и там успела? Обнадеживает еще и то, что открытая планета двигается по круговой орбите. Значит, ее климат отличается стабильностью. А это способствует комфорту обитателей.

В пустынях Арракиса и Плюка

Во Вселенной мы скорее встретим пустынные миры вроде планеты Арракис из фильма «Дюна». Или Плюка из «Кин-дза-дзы». Они более надежны для жизни, чем планеты вроде Земли, на поверхности которых в изобилии содержится жидкая вода. К столь удивительному выводу пришли планетолог из НАСА Кевин Занл и Ютака Абе из Токийского университета.

Ученые моделировали климат на планетах размером с нашу и чуть больше. Не изменяя атмосферу и продолжительность суток, они убирали с поверхности океаны и растительность. Оставляли пустыни с оазисами и воду, скрытую в недрах.

В результате оказалось: для пустынных планет зона обитания может быть в три раза шире, чем для водяных - таких как наша Земля.

Ученые определили, что водяная планета превратится в ледяной шар, если уровень ее обогрева снизится до 72 процентов от того, который Земля сейчас получает от Солнца. А жизнь на пустынной планете выдержит падение теплового потока ниже 58 процентов.

А если обогрев, наоборот, увеличится? Из самых холодных мест водяной планеты - с полюсов - вода испарится, если поток энергии от светила достигнет 135 процентов. Пустынная планета сохранит жидкую воду на полюсах при уровне в 170 процентов.

Иными словами, случись что с Солнцем, жизни на Земле быстро придет конец, а пустынная планета посопротивляется. Это один вывод. Другой - обитаемые пустынные планеты могут находиться и дальше от своего светила, и ближе к нему, чем мы сейчас представляем. Значит, Арракис и Плюк отнюдь не фантастика. Наоборот, удачное художественное предвидение.

- Я верю, что существуют обитаемые планеты вроде Арракиса, - говорит Занл. - Они подобны нашему Марсу, только чуть больше и теплее. Там достаточно влаги, чтобы иметь на полюсах ледяные шапки.

Кстати, Занл и Абе полагают, что миллиард лет назад разумная жизнь могла существовать на Венере. В то время она как раз была похожа на Арракис. Или на Плюк.

kp.ru.

Sneg 03.11.2011 15:38 [Материал]
Разницы нет в принципе) что тут раб что мам biggrin
ZHVV 03.11.2011 11:52 [Материал]
Земля – далеко не единственная планета, где существует жизнь. Нельзя отрицать возможности существования внеземной жизни более развитой формы.

Известный астрофизик современности Стивен Хокинг считает, что человечество «протянет» не более тысячи лет, если только не расселится в космосе. Поэтому следует как можно быстрее колонизировать другие планеты. «Пришельцы где-то рядом, и Земле лучше поберечься» - предупредил Хокинг.
Sneg 03.11.2011 15:38 [Материал]
Хокинг очень умный человек, он видит все лучше других ученых! респект ему!