/ Новости сайта / Космос / Обнаружена массивная звезда, вращающаяся с рекордно высокой скоростью.
15.11.2011

Обнаружена массивная звезда, вращающаяся с рекордно высокой скоростью.

15.11.11 Группа астрономов из США и Европы провела спектроскопическое исследование звезды VFTS102 и выяснила, что она имеет чрезвычайно высокую скорость вращения.

VFTS102, молодое светило спектрального класса О, лежит в области активного звездообразования — туманности Тарантула, находящейся в Большом Магеллановом Облаке на расстоянии в 170 000 световых лет от Земли. Программа наблюдений туманности, охватившая более девятисот звёзд, была реализована на «Очень большом телескопе» и спектрографе FLAMES. Снятый в рамках этой программы спектр VFTS102 закрывает видимую область длин волн (3 980–5 050 Å).

Обработка экспериментальных данных показала, что скорость вращения VFTS102 совершенно точно превосходит 500 км/с и, вероятно, превышает даже величину в 600 км/с. Поскольку её масса составляет около 25 солнечных, эта скорость становится рекордной: все прочие массивные звёзды, обнаруженные к настоящему моменту, вращаются медленнее.

Лучевая скорость VFTS102, равная 228 ± 12 км/с, также нехарактерна для туманности Тарантула, где светила спектральных классов О и В движутся со средней лучевой скоростью в ~270 км/с. Следовательно, VFTS102, как и две другие звезды Большого Магелланова Облака, результаты изучения которых были опубликованы в прошлом году, можно считать «убегающей».

Снимок VFTS102 и пульсара PSR J0537-6910, сделанный космическим телескопом «Хаббл». Красным отмечены результаты рентгеновских наблюдений, выполненных обсерваторией «Чандра».

По мнению авторов, такие необычные свойства звезда приобрела в двойной системе: её компаньон передавал ей вещество, увеличивая частоту вращения, и завершил свою эволюцию вспышкой сверхновой, сообщив VFTS102 «аномальную» лучевую скорость. В пользу этой гипотезы говорит то, что VFTS102 располагается рядом с молодым рентгеновским пульсаром PSR J0537-6910, предшественник которого мог входить в двойную систему, и остатком сверхновой B0538-691. Сейчас пульсар находится в ~12 пк от звезды, но разделяющее их расстояние постепенно растёт.

Моделирование дальнейшего развития VFTS102 позволяет установить, что вероятным результатом её эволюции будут гиперновая и образование быстро вращающейся чёрной дыры.

Suhe 15.11.2011 10:44 [Материал]