/ Новости сайта / Космос / Сверхмассивная черная дыра поглотит облако газа.
15.12.2011

Сверхмассивная черная дыра поглотит облако газа.

15.12.11 Европейские ученые обнаружили гигантское облако газа, которое в ближайшее время поглотит сверхмассивная черная дыра, расположенная в центре нашей галактики.

Астрономам уже давно известно, что черные дыры затягивают все расположенные поблизости объекты, однако впервые им представится шанс наблюдать, как это происходит с газовыми облаками.

Ожидается, что облако, описанное в научном журнале Natute, будет поглощено в 2013 году. Скорее всего, примерно его половина будет затянута в черную дыру, а вторая половина окажется выброшенной в окружающее пространство.

При этом в момент, когда облако будет разорвано на части, турбулентная область вокруг черной дыры станет необычно яркой, что позволит астрономам лучше изучить происходящее. Это произойдет, благодаря ускорению потока газа, который начнет светиться в гамма-диапазоне.

Как отмечает американский астроном Марк Моррис из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, "вероятно, за этим будет наблюдать множество телескопов".

Поскольку газовое облако не содержит достаточно материи для того, чтобы иметь сильное гравитационное поле, по мере приближения к черной дыре оно начнет удлиняться.

Ближайшая черная дыра.

"Ситуация, при которой астронавты, оказавшиеся вблизи от черной дыры, вытягиваются подобно спагетти, описана в научной фантастике, - сказал один из авторов исследования Стефан Гилессен из немецкого Института астрофизики общества Макса Планка. – Но сейчас мы можем наблюдать, как это происходит в действительности с этим недавно обнаруженным облаком. Облако этого не переживет".

При помощи гигантского телескопа VLT (Very Large Telescope – Очень большой телескоп) Европейской южной обсерватории в чилийских Андах ученым удалось установить, что, несмотря на гигантские размеры, общая масса газового облака лишь втрое превышает массу Земли.

За последние семь лет по мере приближения к черной дыре под названием Стрелец A* скорость движения газового облака удвоилась и достигла 2350 километров в секунду.

Сама черная дыра расположена примерно в 27 тыс. световых лет от Земли, и ее масса превышает массу Солнца в 4 млн раз.

За определенной границей, называемой радиусом черной дыры, от ее притяжения не может уйти ничего, даже свет.