/ Новости сайта / Наука и Технологии / «Теорию разума» распространили на шимпанзе
08.02.2012

«Теорию разума» распространили на шимпанзе

Оценка: 0.0    1407 1 Наука и Технологии

Шимпанзе могут понимать цели и мотивы поведения других индивидуумов, даже если эти цели и мотивы их никак не касаются.

Считается, что одна из важнейших отличительных черт человека — это его способность представлять, что думают и чувствуют другие люди. Говорят, что мы обладаем моделью психического состояния человека (или, как ещё говорят, «теорией разума»), то есть осознаём разницу между собой и другим, его мотивацию, а потому можем сопереживать другому и до какой-то степени понимать и предсказывать его поведение.

Так вот: выяснилось, что эта модель психического состояния другого доступна не только человеку, но и его ближайшим родственникам — шимпанзе.

Исследователи из Киотского университета (Япония) ставили следующий эксперимент: в две соседние клетки сажали двух шимпанзе, и одна из обезьян должна была выполнить невыполнимое задание. Ей нужно было достать находящийся за пределами досягаемости ящик с соком — либо банка с соком имела такое маленькое отверстие, что пить его можно было лишь через соломинку. Другой обезьяне клали в клетку набор «инструментов»: палку, солому, цепь, верёвку, щётку и т. д. Нужно заметить, что обе обезьяны приходились друг другу ближайшими родственниками, то есть в клетки сажали мать и её взрослого сына или дочь.

Когда одна из обезьян понимала, что ей не достать сок без подручных средств, она просила помощи: хлопала в ладоши, прижималась мордой к перегородке между клетками и вообще старалась обратить на себя внимание соседа. И, как пишут зоологи в журнале PNAS, сосед передавал в ответ на просьбу нужный инструмент. Если требовалось подвинуть ящик, сосед подавал палку, если надо было пить через соломинку — подавал её. Но если сосед не видел, в чём состоит затруднение, он ошибался в инструментах: шимпанзе один за другим подавали ненужные предметы, пока, наконец, случайно не натыкались на правильный.

Иными словами, обезьяны видели, в чём состоит проблема, и были в состоянии понять намерения другого. То есть им была доступна мотивация поведения другого индивидуума — именно то, что у нас называется «теорией разума» (или моделью психического состояния).

До сих пор считалось, что шимпанзе могут предсказывать поведение других только в соревновательных ситуациях, когда у нескольких животных мотивация одна и та же. Очевидно, теперь эту точку зрения придётся пересмотреть. В будущем учёные собираются провести подобные эксперименты с шимпанзе бонобо. Эти обезьяны обычно делятся друг с другом пищей, и зоологам теперь хочется выяснить, делают ли они это потому, что другой так хочет, или потому, что они любят есть в компании.

Подготовлено по материалам ScienceNews.

Источник: science.compulenta.ru.

kubyshev_a 08.02.2012 13:34 [Материал]
Все растения и животные находятся на первой ступени эволюции земного творческого разума, но их разум направлен на программное изменение физического тела, его преобразование для приспособление к новым условиям обитания. Вдобавок все биологические существа первой ступени - телепаты. У человека, вторая ступень развития земного творческого разума, разум впервые на Земле вышел за рамки своего физического тела (материальной формы) и принялся апербразовывать уже внешние условия обитания в угоду существования собственного физического тела. Впереди по шкале разумности творческого разума еще 22 ступени до уровня Создателей.