/ Новости сайта / Археология / Ученые заглянули в мозг утконосых динозавров
09.04.2012

Ученые заглянули в мозг утконосых динозавров

Оценка: 0.0    1558 0 Археология

Строение мозга утконосых динозавров свидетельствует об исключительно развитом обонянии этих рептилий. Они искали половых партнеров по запаху, а не по ярким гребням и громким звукам.

Российские палеонтологи Владимир Алифанов и Юрий Болотский вместе с Сергеем Савельевым, профессором Института морфологии человека РАМН, реконструировали мозг утконосых динозавров, что позволило им сделать ряд важных выводов о биологии этих рептилий и опровергнуть предыдущие гипотезы на этот счет. Результаты исследования опубликованы в «Палеонтологическом журнале».

Утконосые динозавры, обладавшие характерным гребнем на голове, обитали в меловом периоде (145-65 млн лет назад) на всех континентах, за исключением Африки и Австралии. На территории России наиболее массовым представителем утконосых динозавров был амурозавр (Amurosaurus riabinini). Ученые изучили силиконовые слепки внутренней поверхности черепа двенадцати амурозавров.

Помимо анализа рельефа мозга, исследователи особое внимание уделяли сравнительному диаметру черепных нервов. Известно, что диаметр нервов возрастает не только с усилением функций тех отделов мозга, от которых эти нервы отходят, но и с увеличением размеров тела в целом. Сравнение диаметра различных нервов одного животного позволяет вынести за скобки размер тела и выяснить, какие же мозговые функции у него преобладали.

Слабое зрение, отличное обоняние

Ученые обнаружили, что у амурозавра был наиболее развит передний мозг. Вместе с исключительно крупными обонятельными луковицами он превосходил по объему все остальные отделы мозга, вместе взятые. Такая картина не характерна для современных рептилий и напоминает строение мозга акул, имеющих гипертрофированное обоняние, которое позволяет им различать в воде запах крови на большом расстоянии.

Таким образом, амурозавр, хотя и был травоядным, обладал отличным обонянием, а вот слух и зрение были развиты у него значительно хуже. Слуховые и зрительные бугорки среднего мозга у амурозавры вообще практически неразличимы, а небольшой диаметр глазодвигательного нерва свидетельствует о том, что глаза у амурозавра были малоподвижны.

Всё это опровергает расхожие представления о том, что утконосые динозавры могли привлекать половых партнеров с помощью громких звуков и яркой раскраски своих гребней. На многочисленных реконструкциях этих рептилий изображают с яркими цветными гребнями, но, скорее всего, это не соответствует действительности. В отличие от хамелеонов или птиц, прибегающих к визуальной коммуникации, у утконосых динозавров не развиты соответствующие нервы и отделы мозга.

Пахнуть, а не трубить

Это же можно сказать и про слуховые функции. Раньше предполагалось, что носовые камеры, расположенные внутри пустотелого гребня, служили резонаторами, позволяющими утконосым динозаврам «трубить». Однако авторы исследования считают, что амурозавр использовал эти камеры для обоняния, пропуская через них вдыхаемый воздух. Большие носовые камеры позволяли амурозавру гарантированно улавливать феромоны самок на большом расстоянии в условиях пересеченного ландшафта.