/ Новости сайта / Космос / Один из спутников Сатурна оказался мертвым "зародышем" планеты
28.04.2012

Один из спутников Сатурна оказался мертвым "зародышем" планеты

Американский автоматический зонд Кассини обнаружил, что Феба, один из спутников Сатурна, является так называемой планетезималью - так и не развившимся зародышем "полноценной" планеты, заявляют американские планетологи в статье, опубликованной в журнале Icarus.

"В отличие от комет и других примитивных небесных тел, Феба активно развивалась в течение некоторого времени до того, как ее эволюция остановилась. Считается, что подобные объекты сформировались и застыли очень быстро. Поэтому они представляют собой "строительный материал", из которого были слеплены планеты. Изучение таких "зародышей" дает ученым намеки на то, какой была обстановка в Солнечной системе во время рождения планет и их спутников", - пояснила Джулия Кастилло-Рогез (Julie Castillo-Rogez) из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США).

Мертвый зародыш

Группа астрономов под руководством Джонатана Люнина (Jonathan Lunine) из Корнеллского университета в городе Итака (США) изучала снимки Фебы, полученные зондом Кассини с 2004 года по настоящее время.

Ученые проанализировали структуру спутника Сатурна и попытались определить минеральный состав Фебы. По их словам, "картошкообразная" форма планеты и ее богатые водой породы не могли возникнуть в условиях, типичных для формирования комет и небольших астероидов.

Исследователи использовали полученные данные для моделирования условий, господствовавших в окрестностях Фебы во время ее рождения.

"Соединив данные с Кассини с методикой моделирования, которая ранее применялась для других тел Солнечной системы, мы смогли "вернуться" в прошлое и выяснить, почему Феба так сильно отличается от других спутников Сатурна", - пояснил Люнин.

Моделирование показало, что Феба сформировалась в первые три миллиона лет после возникновения Солнечной системы. Она появилась достаточно далеко от своей современной позиции, в поясе Койпера, на современной "свалке строительных материалов" Солнечной системы.

Жизнь и смерть нерожденной планеты

В первые мгновения существования "зародыша" его структура была очень пористой, похожей на сыр с большими дырками. По мере гравитационного сжатия и последующего разогрева недра Фебы стали более плотными и планетезималь достигла современной плотности, превышающей типичные значения для спутников Сатурна на 40%. Аналогичная плотность характерна для другого койперовского объекта - Плутона и его "двойника" Харона.

"Изучив снимки Кассини и промоделировав историю появления Кратеров, мы поняли, что Феба была изначально шарообразной, а не неправильной формы, которую потом "скруглили" падения астероидов", - добавил другой участник группы Питер Томас (Peter Thomas) из Корнеллского университета.

По словам планетологов, Феба оставалась "горячей" еще в течение нескольких десятков миллионов лет после ее формирования. Основой для этого мог служить распад радиоактивных элементов в ядре "зародыша". После своей геологической "смерти" планетезималь мигрировал в сторону планет-гигантов, где и был захвачен притяжением Сатурна.

Миссия "Кассини-Гюйгенс" - совместный проект космических агентств США, Европы и Италии по изучению Сатурна. Космический зонд "Кассини" со спускаемым аппаратом "Гюйгенс" был запущен в 1997 году и достиг орбиты планеты 1 июля 2004 года. "Гюйгенс" изучил атмосферу и поверхность Титана, спутника Сатурна, а "Кассини" после отделения аппарата продолжил изучение планеты и ее спутников.

В конце сентября 2010 года "Кассини" начал новый этап своей миссии, получивший название "Солнцестояние" (Solstice): срок работы аппарата продлен до 2017 года, а сам зонд даст ученым возможность впервые детально изучить весь сезонный период Сатурна.

Источник: ria.ru.

msozzy 28.04.2012 17:44 [Материал]
Да отличается от других спутников Сатурна , как равно и все спутники друг от друга - ну и что ?