/ Новости сайта / Космос / Телескоп НАСА открыл две очень странные планеты
15.06.2012

Телескоп НАСА открыл две очень странные планеты

Хотя KELT North, телескоп, располагающийся в Южной Аризоне (США), очень мал, ему удалось обнаружить две весьма необычные планеты, одна из которых является коричневым карликом, чрезвычайно близким к своей звезде, а вторая — впервые в истории астрономии — может дать учёным возможность напрямую проанализировать химический состав атмосферы экзопланеты.

Коричневый карлик KELT-1b, вечно повёрнутый к светилу одной стороной, столь близок к своей звезде, что та занимает четверть его небосвода. (Иллюстрация Julie Turner / Vanderbilt.)

KELT расшифровывается как «Тысячеградусный очень маленький телескоп» (Kilodegree Extremely Little Telescope). Его спроектировали в Университете Вандербильта «в пику» обычным телескопам, наблюдающим небольшие участки звёздного неба с высоким разрешением. Разрешение KELT, напротив, весьма мало; он может следить за планетами методом транзитной фотометрии лишь у очень ярких звёзд. При этом KELT «видит» сразу много звёзд, ибо при низком разрешении охватывает куда бóльшую часть звёздного неба. Да и стоит он сущие пустяки — всего $75 тыс.

Обнаруженная планета KELT-2Ab на 30% больше Юпитера и на 50% тяжелее. Она находится в двойной системе HD 42176, большое солнце которой слегка крупнее нашего, а звезда поменьше размерами чуть уступает нашему светилу. KELT-2Ab вращается вокруг первой звезды, настолько яркой, что с Земли её можно увидеть в сильный бинокль. Именно эта яркость, по мнению учёных, даёт уникальный шанс на непосредственный спектральный анализ состава атмосферы экзопланеты: на фоне такой звезды мы, хочется верить, впервые сможем напрямую изучить химический состав экзопланетной атмосферы, что, несомненно, серьёзно продвинет науку в понимании типичного распределения химических элементов в иносолнечных системах.

Разумеется, для такого исследования потребуется привлечение более мощных телескопов, в том числе космического базирования.

Сделанные New Horizons снимки Юпитера на фоне Солнца позволили получить детальное представление о его атмосфере. То же самое, возможно, удастся с KELT-2Ab. (Фото (NASA / Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory / Southwest Research Institute.)

Вторая планета, KELT-1b, — гораздо более экзотичное небесное тело. Она вращается вокруг солнца, похожего на наше, но очень близко к нему, так что её год чуть больше наших суток (точнее, 30 земных часов). По расчётам, тамошнее светило должно занимать четверть видимого неба, хотя смотреть на это воистину убийственное зрелище, конечно, некому. Этот коричневый карлик лишь чуть крупнее Юпитера, но весит в 27 раз больше; его плотность близка к плотности осмия и чуть ли не вдвое больше, чем у свинца. Температура поверхности KELT-1b составляет 2 200 ˚С.

Из-за тесного соседства с солнцем карлик раздулся куда сильнее, чем обычные тела такого типа. Что особенно интересно, расчёты показывают, что он не мог сформироваться в такой близости от звезды, да и приблизиться к ней на такое расстояние KELT-1b мог только в случае столкновения с другим телом сравнимой массы, которое, скорее всего, оказалось вышвырнуто из планетарной системы.

Учёные впервые столкнулись с ситуацией, когда столь массивная планета находится на стабильной орбите вокруг располагающейся в непосредственной близости звезды. По их словам, пройдут миллиарды лет, прежде чем увеличивающееся в объёме местное солнце поглотит KELT-1b...