Выбор фона:
/ Новости сайта / Другое / Архитектурный гений и фантазер Антонио Гауди
25.06.2012

Архитектурный гений и фантазер Антонио Гауди

Оценка: 5.0    2719 1 Другое
14:51

25 июня 2012 года исполняется 160 лет со дня рождения испанского архитектора-модерниста Антонио Гауди. 

© РИА Новости Алексей Куденко
Дом Батло на улице Пассеч-де-Грасиа в Барселоне

Листья, стебли, скалы, облака – такие же "родственники" для любого из произведений Гауди, как готические соборы, барочные дворцы или испанское эклектичное искусство мудехар. Зачем что-то изобретать, считал каталонский архитектор, если природа уже создала все самые совершенные линии? И вот парадокс: естественные формы вдохновляли Гауди на создание таких экстравагантных домов, что они казались инопланетными даже во времена причудливых форм эпохи модерн.

Произведения Гауди – неразгаданная загадка, ворота в бесконечную фантазию их создателя, которая соединилась с острым умом архитектора и математика. Его творения - это и одетый в мозаику дом-хамелеон Батло (Casa Batllo), чья кровля изгибается, словно спина дракона, и причудливый Дом Мила (Casa Mila), который Дали когда-то сравнил со смятыми штормовыми волнами, и наконец, "оплывающие", словно накрытый морской волной замок из песка, башни Храма Святого Семейства - Саграда Фамилия.

Вкус к металлу

О песочных замках Гауди знал не понаслышке – его детство прошло в небольшом городке на побережье Каталонии (по одной версии – в Реусе неподалеку от Тарагоны, по другой – в Риудомсе). Мальчик мог часами работать над хрупкими башенками, придумывая, как сделать их устойчивее и прочнее. Оттуда же, из детства, его умение работать с металлом – этим ремеслом занималось несколько поколений семьи Гауди, и именно в мастерской отца, по словам архитектора, к нему впервые пришло ощущение пространства.

© РИА Новости Алексей Куденко
Фрагмент фасада дома Батло

"Я сын, внук и правнук котельщика. Мой отец был кузнецом, и мой дед был кузнецом. Со стороны матери в семье тоже были кузнецы; один ее дед бондарь, другой моряк – а это тоже люди пространства и расположения", – говорил он.

Металл на всю жизнь остался для архитектора одним из главных материалов, который восхищал его своей податливостью. Неслучайно еще в годы учебы в Провинциальной школе архитектуры в Барселоне Гауди начинал работу с мелких заказов по кованому металлу – таких как ограды  и фонари, в том числе -  фонари на Королевской площади города, которые и сегодня остаются достопримечательностью каталонской столицы, не утратив с годами своей изысканности. Из детства, как и любовь к металлу, - привычка Гауди вглядываться в природу и учиться у нее.

Место для металлического веера из пальмовых листьев нашлось в искусных кованых решетках одного из первых сооружений Гауди - Доме Висенса, Особняк для Мануэля Висенса-и-Монтанера стал первым проектом городской застройки, в оформлении которого он использовал растительные мотивы, например узор в виде пальмовых листьев, при создании кованых решеток. Несмотря на простоту самого здания, декор и использованные материалы создают удивительное решение. Основным строительным материалом был необработанный камень, который молодой архитектор сочетал с кирпичом и полихромными изразцами, образующими шахматный или цветочный узор.

Восемнадцать подарков Испании

Все свои архитектурные шедевры Гауди создал на территории Испании – большинство в родной Каталонии, где находятся Каса Мила, Каса Батльо, парк Гуэля и, конечно, до сих пор строящаяся Саграда Фамилия.

© РИА Новости Алексей Куденко
Парк Гуэля в Барселоне

Одной из главных удач архитектора в начале его карьеры стала встреча с богатейшим человеком Каталонии, текстильным магнатом Эусеби Гуэлем. Этот деловой союз позволил Гауди реализовывать свои самые смелые идеи и творить без оглядки на сметы, превратившись в одного из самых модных архитекторов города. Благодаря тому, что он использовал недорогие строительные технологии (например, кирпичную кладку), традиционные ремесла - керамику, кузнечное и столярное производство - для создания причудливых биоморфных образов, органично вписывающихся в окружающую природу, отбоя от заказчиков среди стремительно богатевшей буржуазии у него не было.

Первой постройкой для Гуэля стали Павильоны его усадьбы в Педральбесе (Барселона). Позже появился Дворец Гуэля, и, наконец, знаменитый фантастический город-сад – Парк Гуэль, который вырос из идеи гармоничного сочетания зданий с окружающей природой наподобие райского сада.

Задуманный как жилая зона, участки с которой были предназначены для продажи, этот парк не оправдал финансовых ожидания покровителя Гауди: в нем удалось продать только два дома (причем один из них – самому Гауди), и позже Парк был куплен мэрией города. Но даже финансовая неудача не стала помехой для сотрудничества архитектора и мецената. В 1984 году парк Гуэль был включен в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

© Фото Bernard Gagnon
Саграда Фамилия

Первый проект Храма Святого Семейства разработал Франсиско дель Вильяр, и только 1883 году на его место был приглашен Гауди. Дель Вильяр предполагал строительство неоготической базилики в форме латинского креста, но его преемник серьезно изменил исходный проект, сохранив лишь планировку в виде креста, но абсолютно изменив форму и структуру здания.

Строительство собора продолжались очень долго, но на все упреки архитектор отвечал: "Мой клиент никуда не торопится".

Возведение Саграды Фамилии продолжается до сих пор, уже без участия автора, несмотря на то, что многие известные архитекторы, включая Ле Корбюзье, предлагали оставить здание незавершенным.

Строительство, как и при жизни Гауди, ведется на пожертвования (комитет получает в среднем по 500 тысяч евро в год). В сентябре 2011 года было объявлено, что собор может быть завершен в 2026 году, к 100-летию со дня смерти своего автора.

Саграда Фамилия даже в недостроенном виде считается одной из самых популярных достопримечательностей Испании - ежегодно здесь бывает более трех миллионов туристов, а на входных билетах удается выручить более 30 миллионов евро.

Гений и сумасшедший

В Барселонском университете председатель комиссии на защите проекта Гауди, вручая ему диплом, провозгласил: "Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший".

Своим выпускным проектом Гауди сделал кладбищенские ворота, так и оставшиеся на бумаге, но поражавшие фантазией, с которой автор подошел к их созданию, а также необычной манерой работы – чертеж архитектор начал с рисунка скорбной похоронной процессии под низким ненастным небом, аллеи кипарисов и рыдающих плакальщиков.

© РИА Новости Алексей Куденко
Парк Гуэля в Барселоне, созданный Антонио Гауди в 1900—1914 годах

Часто упоминают о фантастических способностях Гауди строить дома без чертежей, пользуясь только набросками в импрессионистском духе или создаваемыми по ходу работ моделями так, что незаконченные архитектором здания не мог закончить больше никто. Например, макет будущего Храма Святого Семейства, составленный из подвешенных мешочков с песком, смогли "прочитать" только современные компьютеры. Соединив точки-мешки исследователи получили пространственную модель собора. А чтобы не "резать" помещение на части, он придумал собственную безопорную систему перекрытий, и только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные расчёты. Это программа НАСА, рассчитывающая траектории космических полётов.

Неоднозначную реакцию вызывали и его творения: если в расцвет эпоху модерна буржуазия, которая могла позволить себе многие капризы, относилась к его сложносочиненным домам с восторгом, то потомки расценивали по-разному. Одно из самых критичных высказываний принадлежит Джорджу Оруэллу, который писал о Саграда Фамилия: "Собор, который можно считать одним из наиболее уродливых сооружений в мире… В отличие от большинства церквей Барселоны, он не был разрушен во время революции - говорят, его пощадили из-за "художественной ценности". Думаю, анархисты проявили дурной вкус, не взорвав его, когда им представилась такая возможность...".

© РИА Новости Алексей Куденко
Дом Мила в Барселоне, получивший название "каменоломня" или "каменная пещера"

Несдержанная, эксцентричная, ни на что до сих пор не похожая архитектура и впрямь могла неприятно поразить сдержанного британца – но вряд ли его поддержит кто-то из жителей Испании, где каждое из 18 его творений – предмет гордости и национальное достояние, а сам архитектор – почти святой. В молодости Гауди был рьяным антиклерикалом, однако затем стал убеждённым католиком. Испанские католики не раз обращались с просьбой к Папе Римскому о возможности канонизации.

Мировую известность работы Гауди получили только в 1952 году, спустя 26 лет после смерти, когда состоялась первая огромная ретроспективная выставка его работ, а до этого архитектор был известен лишь в родной Каталонии.

"Гений и сумасшедший" – такие слова о нем прозвучат еще не раз из уст современников и потомков. До сих пор туристам в Барселоне рассказывают о "милых странностях" Гауди вроде привычки таскать сырые яйца для завтрака прямо в кармане в знак уверенности в феноменальной природной прочности яйца. А также о том, как погиб великий архитектор: 7 июня 1926 года его сбил первый барселонский трамвай, который пустили в тот же день. Прохожие не узнали в неопрятном старике знаменитого архитектора и его отвезли в больницу для нищих, где Гауди провел три дня и умер не приходя в сознание. Похоронен в крипте собора Саграда Фамилия.

www


 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 1

0  
Олка 25.06.2012 20:35 [Материал]
Больной человек, на мой взгляд. И собор кошмарный.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Солнце может обладать сознанием
Нет. Это скорее распад и прекращение работы эл. поля человека. (от topzz)
Солнце может обладать сознанием
Ну тогда смерть - это всего лишь досадное "короткое замыкание"... maikl2m)
Солнце может обладать сознанием
Всё живое - электрическое  smile (от topzz)
Солнце может обладать сознанием
Всё во Вселенной живое :) (от Music_Lover)
Солнце может обладать сознанием
Люди находятся в электрическом поле планеты, а не звезды.
Так что ''сознанием' (от topzz)