/ Новости сайта / Наука и Технологии / В Гренландии найден древнейший на Земле метеоритный кратер
02.07.2012

В Гренландии найден древнейший на Земле метеоритный кратер

Оценка: 1.0    1582 0 Наука и Технологии
Российские и европейские геологи обнаружили на территории Гренландии в окрестностях города Маниитсок древнейший на Земле кратер диаметром в 100 километров, возникший три миллиарда лет назад в результате падения 30 километрового астероида.

"Это уникальное открытие означает, что мы теперь можем изучить последствия метеоритной бомбардировки Земли в виде кратера, сформировавшегося на миллиард лет раньше, чем считалось возможным ранее. Нам потребовалось три года, чтобы убедить коллег и научное сообщество. Промышленники оказались более доверчивыми - канадская компания приступила к изучению кратера, пытаясь найти залежи никеля и платины, уже в 2011 году”, - заявил руководитель группы ученых Айэн Макдональд (Iain McDonald) из Кардиффского университета (Великобритания).

Макдональд и его коллеги, в том числе и российский ученый Борис Иванов из Института динамики геосфер РАН в Москве, сделали это открытие в ходе экспедиций в южную часть Гренландии в 2010 и в 2011 годах.

Как отмечают исследователи, кратер был случайно открыт одним из авторов статьи - геологом Адамом Гарде (Adam Garde) из Геологической службы Дании и Гренландии - в 2009 году, когда он анализировал геологические карты окрестностей города Маниитсок по заказу одной из датских горнодобывающих компаний.

Гарде обнаружил странные аномалии в структуре пород данной местности, похожие на след от сверхмощного удара метеорита. Ученый подключил к работе своих коллег из России, Великобритании и Швеции, которые совершили две экспедиции в район Маниитсок и собрали подробные данные о структуре и других свойствах странного образования.

"Процесс изучения был похож на детектив с участием Шерлока Холмса. Постепенно мы отбросили все возможные земные процессы как невозможные и поняли, что данная аномалия представляет собой гигантский след от удара метеорита”, - пояснил Макдональд.

Как отмечают исследователи, породы на месте удара метеорита сформировались примерно три миллиарда лет назад. Столь почтительный возраст кратера объясняет, почему у кратера отсутствует привычная чашеобразная форма. По словам исследователей, за три миллиарда лет Гренландия пережила несколько периодов формирования гор и оледенений, которые уничтожили все следы падения метеорита, кроме деформаций в породе, вызванных ударной волной.

По расчетам геологов, данный "шрам” возник в результате столкновения Земли с астероидом диаметром более 30 километров. Если бы этот метеорит упал на территории континента, он оставил бы воронку диаметром в 500-600 километров, что примерно в два раза больше, чем предыдущий рекордсмен - кратер Вредефорт на территории ЮАР. Как утверждают геологи, небесное тело такого размера способно "испарить” государство средних размеров и стереть с лица Земли все высшие формы жизни.

Ученые полагают, что их открытие поможет астрофизикам и планетологам лучше понимать условия, в которых формировались планеты и метеориты во время юности Солнечной системы.

http