/ Новости сайта / Космос / Взрыв "Бриза" породил более 100 обломков космического мусора
22.10.2012

Взрыв "Бриза" породил более 100 обломков космического мусора

Взрыв российского разгонного блока "Бриз-М", который в августе не смог вывести на орбиту два спутника, возможно, привел к появлению на орбите более 100 фрагментов космического мусора, сообщил РИА Новости австралийский астроном Роберт Макнот (Robert McNaught), который в середине октября обнаружил поток из множества обломков на орбите "Бриза".

"На снимках было определенно больше 60 различных фрагментов, однако я не снимал всю последовательность летящих обломков. Кроме того, некоторые из них были ниже или выше моего поля зрения. Я полагаю, что всего было значительно больше 100 фрагментов", - сказал Макнот.

Ракета-носитель "Протон-М" c разгонным блоком "Бриз-М" и двумя спутниками связи - российским "Экспрессом-МД2" и индонезийским "Телкомом-3" - стартовала с космодрома Байконур в ночь на 7 августа. Из-за сбоя в работе разгонного блока спутники не были выведены на штатную геостационарную орбиту высотой около 36 тысяч километров.

"Бриз-М" проработал 7 секунд вместо расчетных 18 минут 5 секунд, в результате два спутника и он сам оказались на орбите с перигеем (ближайшая к Земле точка траектории) высотой 246 километров и апогеем (самая высокая точка орбиты) от 4,86 до 5 тысяч километров. Средняя высота орбиты МКС составляет 419,2 километра. Эксперты НАСА ранее заявляли, что разгонный блок, в баках которого могло остаться около 10 тонн топлива, может взорваться.

Роберт Макнот, сотрудник обсерватории "Сайдинг-Спринг" Австралийского национального университета и первооткрыватель более 60 комет, в середине октября обнаружил на траектории "Бриза-М" настоящий дождь из мелких фрагментов.

По его словам, 16 октября проводил наблюдения астероида 2012 UT9, который был открыт предыдущей ночью. Около 17.35 по Гринвичу (21.35 мск) в поле зрения его 50-сантиметрового телескопа оказался целый "караван" частиц, который ему удалось заснять. На следующую ночь в той же области он вновь снял "дождь" обломков.

"Это было достаточно необычно, и я выяснил, что их (обломков) орбитальная плоскость совпадает с плоскостью орбиты "Бриза-М", так что это могут быть фрагменты, оставшиеся после взрыва", - говорит астроном.

Вместе с тем, он утверждает категорично, что это именно "Бриз".

"Все, что я могу сказать, это то, что орбита этих обломков соответствует орбите "Бриза-М", - сказал ученый.

Ранее представитель Центра управления полетами ЦНИИМАШ подтвердила РИА Новости, что разгонный блок действительно взорвался, но не смогла уточнить количество образовавшихся обломков и их орбиты. По данным ЦУПа, обломки не несут непосредственной угрозы для Международной космической станции (МКС), хотя их орбиты будут пересекать орбиту МКС.

Разгонный блок "Бриз-М" имеет диаметр 4 метра и высоту 2,65 метра и состоит из двух частей - центрального блока с двигателем и баком, вмещающим 5,2 тонны топлива, а также сбрасываемого топливного бака тороидальной формы с 14,6 тонны топлива. Большая часть этого топлива осталась неизрасходованной после неудачного запуска.

В ежеквартальном бюллетене НАСА, посвященном проблеме космического мусора, указывалось, что подобные ситуации с российскими разгонными блоками "Бриз" уже происходили в 2007 и 2011 годах, когда на орбите взорвались и распались два таких же разгонных блока. Тогда американские военные занесли в каталоги по 100 обломков каждого из этих блоков, но значительно больше фрагментов остались неучтенными и разошлись по орбитам высотой от 300 до 29 тысяч километров.

Источник:  http://www.ria.ru