/ Новости сайта / Археология / Выявлен, возможно, самый ранний динозавр
05.12.2012

Выявлен, возможно, самый ранний динозавр

Оценка: 0.0    1244 0 Археология
Небольшое и, по-видимому, неуклюжее животное с длинной шеей и хвостом было обнаружено в Танзании в 1930-х годах. Новый анализ показал, что это, скорее всего, динозавр, а не один из его ближайших родственников. Впрочем, неполнота образцов не позволяет сделать окончательный вывод.

Группа палеонтологов считает, что ей удалось выявить самого возрастного из известных динозавров — существо не больше лабрадора ретривера, которое жило около 243 млн лет назад. Оно по крайней мере на 10 млн лет древнее, чем старейшие из известных ящеров.

Находка способна изменить мнение исследователей о том, как развивался данный надотряд. В то же время некоторые учёные, в том числе авторы исследования, предупреждают, что окаменелости могут в действительности относиться к близкому родственнику динозавров.

Nyasasaurus (изображение Natural History Museum, London / Mark Witton).

Проследить возникновение динозавров нелегко. Самые древние экземпляры обычно неполны, и специалисты не всегда могут договориться об их эволюционном происхождении. И всё же палеонтологи сходятся на том, что крошечные образцы Eoraptor и Eodromaeus возрастом 230 млн лет, найденные в Аргентине, и впрямь являются динозаврами. А в 2010 году Стерлинг Несбитт из Университета штата Вашингтон (США) и его коллеги сообщили об открытии родственника динозавров в Танзании — в геологической формации Манда, возраст которой оценивается в 242−245 млн лет. Этот образец назвали Asilisaurus. Он относится к так называемому сестринскому таксону, то есть ближайшему к динозаврам.

Находка заставила г-на Несбитта и его единомышленников повнимательнее изучить другие экземпляры из Манда. Один из них, включающий кость передней конечности и несколько позвонков, был обнаружен в 1930-х и в течение десятилетий изучался знаменитым палеонтологом Аланом Чаригом из лондонского Музея естественной истории (Великобритания), скончавшимся в 1997 году. Чариг назвал образец Nyasasaurus, но так и не решил, был ли это динозавр (по крайней мере ничего на этот счёт не опубликовал).

Исследователи сравнили эти окаменелости с костями Nyasasaurus из Южно-Африканского музея в Кейптауне, а также других динозавров и их родственников. Найден ряд признаков, характерных для истинных динозавров. Например, Nyasasaurus имеет широкий костяной гребень на краю плеча, к которому присоединялись мышцы груди животного; этот гребень занимает более чем 30% длины кости — характерная черта динозавров. Кроме того, в крестце Nyasasaurus есть три позвонка, тогда как у предков динозавров их только два. И микроскопическое исследование кости передней конечности, выполненной под руководством Сары Вернинг из Калифорнийского университета в Беркли, показало, что животное росло очень быстро: это характерно для динозавров, а также появившихся впоследствии млекопитающих и птиц.

Сочетание этих факторов — очень сильный аргумент (хотя и не окончательный, потому что передняя конечность неполна). К тому же эораптор и эодромеус, жившие по крайней мере 10 млн лет спустя, уже представляли различные группы, которые должны были развиваться на протяжении миллионов лет. Nyasasaurus — хороший кандидат на роль раннего динозавра, тем более что очень близкий родственник динозавров асилизавр обитал в тех же местах и примерно в то же время.

Это вовсе не означает, что динозавры возникли в Африке. В то время она входила в состав Пангеи наравне с Южной Америкой, Антарктидой и Австралией.
Волокна кости плохо организованы, что является характерной чертой ранних динозавров. (Изображение Natural History Museum.)

Результаты исследования опубликованы в журнале Biology Letters.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.