/ Новости сайта / Наука и Технологии / Сверхновая-обманщица, кажется, снова обвела учёных вокруг пальца
17.12.2012

Сверхновая-обманщица, кажется, снова обвела учёных вокруг пальца

SN 2009ip, как следует из названия, должна была взорваться три года назад, но вскоре выяснилось, что вспышка оказалась обманчивой. Осенью этого года она вроде бы вспыхнула по-настоящему, но у некоторых специалистов есть сомнения на этот счёт.

Астрономы подозревают, что звезда, которая, казалось бы, взорвалась в этом году, в действительности инсценировала свою смерть, чтобы соединиться с таинственным компаньоном. Да, временами Вселенная напоминает плохую мелодраму.

Если это так, полку чудных звёзд прибыло. Речь идёт о продуктах звёздных слияний, которые могут изменить наши представления о химическом составе мироздания.

SN 2009ip и галактика NGC 7259 (изображение Аризонского и Калифорнийского университетов).

Светила питаются от ядерного синтеза, то есть преобразования водорода в гелий в звёздных ядрах. Когда у очень массивных звёзд заканчивается водородное топливо, начинается синтез более тяжёлых элементов, пока не происходит коллапс ядра и не вспыхивает сверхновая. Взрыв разбрасывает элементы по всей округе, и через некоторое время из них формируются новые тела.

Поскольку большинство таких звёзд взрывается по достижении определённого предела массы, их поведение довольно предсказуемо, но время от времени астрономы замечают исключения из этого правила. Так было и в случае с SN 2009ip, которая вспыхнула и на три года погасла, а в сентябре с. г. вроде бы «бабахнула» по-настоящему.

Однако Ноам Сокер из Техниона (Израильского технологического института) указывает на то, что тут есть одна проблема. На основе наблюдений специалист рассчитал, что SN 2009ip произвела менее 10% кинетической энергии по сравнению с типичными взрывающимися звёздами. Поэтому он и Амит Каши из Университета штата Невада (США) считают, что к взрыву больше отношения имеет V838 Единорога — другая переменная звезда, которая сейчас считается результатом слияния. По их мнению, вспышки SN 2009ip вызваны тем, что две большие звезды задели друг друга. В сентябре они объединились и создали новое светило, масса которого в 100−120 раз превышает солнечную.

Комментируя исследование, Ги Нелеман из Университета Неймегена (Нидерланды) отмечает чрезвычайное разнообразие странных, преходящих объектов в небе, то есть сотен мимолётных вспышек, регистрируемых каждый год. Не могут все они быть сверхновыми, поскольку имеют очень разную продолжительность и яркость.

Как часто звёзды сливаются и как это отражается на составе Вселенной — ответы на эти вопросы дадут будущие исследования. Скорее всего, далеко не все звёзды выживают в подобных катаклизмах.

Что касается SN 2009ip, то эксперты обещают продолжить наблюдения в поисках уникальных элементов, которые создаются во время взрыва. Если там удастся найти радиоактивный кобальт, то это точно сверхновая и слияние можно будет исключить.

Результаты исследования опубликованы на сайте arXiv.

Подготовлено по материалам NewScientist.

sezam 17.12.2012 15:58 [Материал]
"Дожна была взорваться три года назад".. wink
Да, падлюка нехорошая, ЗАДОЛЖАЛА ученым!..
Ученые поставили ее на счетчик и теперь ей придется взрываться с процентами.