/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые не теряют надежды достучаться до правительства с просьбой - отменить «летнее» время
19.12.2012

Сон человеку нужен больше, чем еда. Мы почти месяц можем продержаться без пищи, а без сна умрем уже через несколько дней. Та же участь ожидает и любых других живых существ. Так, еще в конце XIX века российские исследователи провели опыт: не давали спать щенкам. Через три-четыре дня  животных начинали одолевать  внутренние инфекции – бунт поднимали  микробы, которые в нас живут и обычно безвредны.

С тех пор ученым стало ясно: во время сна происходят очень важные процессы. Как объясняют сомнологи - специалисты по исследованию сна, в то время, как сигналы от внешнего мира отключаются, в мозг продолжает поступать информация от внутренних органов. Активность нейронов во время сна обеспечивает координацию всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной. Если же сон нарушен, человек не высыпается, то это приводит к краху согласованной работы всех этих систем. Не сразу, но со временем, человек заболевает. И продолжительность жизни хронически невысыпающихся сокращается на 10-15 лет. Увы, именно такое - "несветлое" будущее ждет россиян. Этот вердикт вынесли на недавней встрече с журналистами в редакции журнала "Наука и жизнь" эксперты Физиологического общества им. И.П. Павлова Российской академии наук.

- Нормального сна мы лишились после перехода на "летнее" время, - убеждал председатель Российского общества сомнологов, доктор биологических наук Владимир Ковальзон. - Почему правительство выбрало  именно его  - ученым до сих пор не понятно. Мы принимали участие в работе "круглых столов" и в Парламентских слушаниях, организованных Комитетом по охране здоровья Госдумы и посвященных проблеме исчисления времени в РФ. Почти все участники заседаний, мои коллеги, в один голос заявляли, что самое здоровое время - "зимнее", потому что оно отстает от астрономического времени всего на один час. А "летнее" - на два. В итоге сейчас, зимой, солнце для нас восходит в 10 утра, когда по астрономическому времени еще 8 утра. В итоге, люди  вынуждены затемно вставать, то есть начинать бодрствовать задолго до восхода солнца.

МЫ РОДОМ ИЗ АФРИКИ

- Почему до зари вредно вставать?

- Все предки гомо сапиенс родом из Африки, где полсуток светит солнце, а полсуток стоит ночь, - объясняет заведующий лабораторией Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, доктор биологических наук Владимир Дорохов. - И наши биологические часы к этому приспособлены эволюционно. И закреплены генетически, не смотря на то, что человек распространился по всему миру и живет в разных природных условиях.

Биологические часы представляют собой особую структуру, скрытую глубоко в головном мозге - в гипоталамусе. Однако в сутках, которые они отмеряют, 25 часов, а не 24 часа. Мы каждое утро должны "подводить" наши биологические часы с помощью солнечного света - приводить их в соответствие с местным световым циклом. Свет, падающий на глаза, действует на специальные системы, которые не связаны со зрением непосредственно, – они связаны с восприятием света и настройкой биологических часов.

- Поэтому для нормального самочувствия человеку надо вставать после восхода солнца, - уверяет Дорохов. - И рабочий день начинать через полтора - два часа после самого позднего восхода солнца в году. Ведь в ранние утренние часы, когда мы должны еще спать, все наши процессы работают по ночному расписанию.

- К чему может привести насилие над организмом - вроде нынешнего?

- К тому, что  биологические часы ломаются.

- Может, часы "побарахлят", да и подстроятся под новый ритм?

- Нет, с ними ломаются все жизненно важные процессы организма: чередование активности и отдыха, выделение гормонов, ритмы, когда мы хотим есть и пить, периоды, когда у нас мозг работает хорошо и когда мы не можем сконцентрироваться.

- А если лампочек побольше включить?

- Электрический свет очень слабый: он практически не влияет на  настройку, в отличие от солнечного спектра. Если утром вы попадаете на свет электрической лампочки, биологические часы очень плохо подстраиваются.

- Кто уже больше всех пострадал от летнего времени?

- Школьники. В нашу секцию приходят письма от учителей, которые жалуются, что их ученики не воспринимают два первых предмета. У них ухудшается память, внимание. Вот мой пример: внук был отличником, а теперь из-за постоянного недосыпа скатился до троечника.

Хирурги признаются, что утром стандартные операции они еще нормально проводят, а во время сложных -  количество ошибок увеличивается.

Стало больше и утренних автомобильных аварий.

- У вас есть надежда, что власти прислушаются к доводам ученых?

- Наша секция намерена последовательно бороться за отмену вредного для людей летнего времени. Правительство по сути поставило массовый эксперимент над целой страной. Я называю его "хроноцид" населения.

Также нам представляется необходимым восстановление часовых поясов в нашей стране, существовавших ранее, и в пределах этих поясов восстановление поясного солнечного времени.

КСТАТИ

Почти 1,5 тысячи откликов читателей "КП" получило на открытое письмо Дмитрию Медведеву от Председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергея Калашникова под заголовком "Просим вернуть астрономическое время!" (см. "КП" за 8 декабря с.г.). За него - более 70 процентов откликнувшихся.

Источник:  http://www.amic.ru/

Spartans 19.12.2012 14:29 [Материал]
Статья совершенно верная. Надеялся, что ещё этой осенью перейдут на зимнее время навсегда, но ....
sezam 19.12.2012 12:26 [Материал]
В свое время именно ученые доказывали, что коровы будут лучше доиться smile
если переходить на сезонное время. Оказалось - чушь.
Конечно, то были другие ученые. Но факт.

Любые вопросы технологических процессов решаются не по будильнику,
а практическими методами.
Образно говоря, доярка встает тогда, когда корове нужно, чтобы ее подоили.

В идеале - так "ученым" и передайте - нужно установить везде НАИБОЛЕЕ
БЛИЗКОЕ к астрономическому время. То есть, чтобы полдень попадал
на интервал 12-13 часов.
(часовой пояс - это в наших широтах примерно 1000-700 км, то
есть спокойно можно подогнать большинство границ по областям или странам)
Всегда считал идею сезонного времени идиотизмом.

Основной задачей введения сезонного времени в свое время было,
я уверен, СБИВАНИЕ чувства времени у человека.
А теперь удивляются обилию аутистов...
А как не получить легкую форму этого заболевания -
если вчера и сегодня "обед" и "полночь" в разное время?..
Мозг перестает верить себе.
Godhack 19.12.2012 11:29 [Материал]
Бред конечно, живу в Европе, встаю в 4:30, работа в 6:00 до 15:00. Спать ложусь обычно в 21-22, и отлично себя чувствую. Да и какая разница, особенно зимой, когда и так пасмурно и темно если облачность. И как же раньше и сейчас в деревнях то жили, те кто вставал так же в 4:00 чтобы уже и корм приготовить и скотину на пастбище гнать, как то не очень плакали что темно, а до зари все уже было готово. Так что по мне, эти часы туда сюда, вообще по барабану, быстро перестраиваюсь и приникаю к новому ритму.
sharp32 19.12.2012 10:37 [Материал]
Только одного не понял я.. Если от астрономического времени отставание на 2 часа по летнему, а на 1 час по зимнему, то в чём принципиальная разница? Всё равно отставание, всё равно не высыпаемся, всё равно биологические часы сбиваются. Бред какой-то.. Лучше бы они озаботились о том, чтобы люди пораньше спать ложились - естественный мелатонин чтобы вырабатывался, который настраивает все циклы организма!
Кстати, бытует мнение, что он вырабатывается во время сна с 23 часов до 00 часов.
Spartans 19.12.2012 14:25 [Материал]
Всё равно только пенсионерам и тем кто может себе позволить спать сколько угодно и просыпаться во сколько угодно. Все же, кому надо просыпаться часов в 4-5-6 утра, чтобы собираться и двигаться на работу подвергают свой организм постоянному "насилию", заставляют его просыпаться и функционировать в полную меру на час, два часа раньше (в зависимости от того, насколько часов сдвинуто время от биологического), чем заложено природой.
Когда вы лучше выспитесь и будете в лучшей форме, просыпаясь в 6 утра по настоящему времени, в 7 утра по зимнему времени или в 8 утра по биологическому при условии одинакового количества часов сна?
Ответ очевиден.
rutmol 19.12.2012 09:21 [Материал]
жить надо по закону природы а не по глупым и бессмысленным законам не образованности - писанные законы не являются законами а невежество и обманом являются

aleks31 19.12.2012 09:46 [Материал]
Если к Вам на улице подойдёт человек гораздо сильнее Вас и отберёт всё что ему понравится,он будет действовать по закону природы-кто сильнее тот и прав! Надеюсь Вы не пойдёте в полицию писать заявление,ведь это противоречит Вашим убеждениям.Кстати Интернет не природное изобретение,так зачем идти на поводу у "образованных",пользуясь им?
rutmol 19.12.2012 09:56 [Материал]
это называется - что люди еще дикари и звери и разумными человечество назвать нельзя

в этом и отличие - разумное и интеллектуальное существо понимает свои мысли - поступки и действия - а зверь не понимает - вот вас и дрессируют - потому чт звери вы еще люди и вас надо уничтожать
aleks31 19.12.2012 10:19 [Материал]
Так зачем же Вы разумное и интеллектуальное существо общаетесь с дикарями и зверьём? Нас ведь разумными назвать нельзя,так зачем же стараться? Всё равно на Ваш уровень никто не поднимется, а если существо ниже Вас по интеллекту то к нему применимы законы природы по которым Вы живёте? Причём посредством Интернета,который придумали дикари?
rutmol 19.12.2012 10:37 [Материал]
aleks31 19.12.2012 10:47 [Материал]
О как! Так зачем же дикарям такие опасные игрушки давать? Чтобы они быстрее себя погубили и очистили Землю для разумных и интеллектуальных существ чтобы они установили СВОЮ ВЛАСТЬ после власти которая будет 1000 лет зим осеней и весенних сезонов? Тогда чем Вы отличаетесь от Нас? Ведь ВЛАСТЬ подразумевает подчинение одних другим и выполнение законов?
terminator 19.12.2012 16:45 [Материал]