/ Новости сайта / Космос / Ученые исследуют орбиту "планеты-зомби"
14.01.2013

Ученые исследуют орбиту "планеты-зомби"

Планетная система звезды Фомальгаут, которая находится в созвездии Южной Рыбы в 25 световых годах от Солнца, не перестаёт удивлять астрономов. Сейчас они озадачены очень странной орбитой "планеты-зомби" Фомальгаут-би. В ближайшие 20 лет ученые ждут новых сюрпризов.

Началом "саги о Фомальгауте" считается 2008 год. Астрономы из Калифорнийского университета в Беркли обработали снимки давно известной звезды и окружающего её газопылевого диска, полученные с помощью орбитального телескопа Хаббл. Был сделан вывод: прямо на фоне диска движется планета, которую назвали Фомальгаут-би. Это первая несолнечная планета, которая была обнаружена не косвенным способом, а путём прямых наблюдений.

Вслед за журналистами западные учёные прозвали её "планетой-зомби", рассказал заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрий Вибе.

"Планета Фомальгаут-би была изначально открыта не совсем достоверно. И после первых сообщений, что эта планета существует, появились другие сообщения о том, что телескоп зафиксировал всего лишь пылевое облако. Но новые наблюдения показали, что планета реально есть. В шутку люди, которые её обнаружили, ввели такую метафору: планета умерла, а сейчас она появилась вновь и в воскресшем состоянии блуждает вокруг своей звезды. Это просто красивая метафора, не более".

В прессе появлялись предположения, что планету могут населять некие существа. Но жизнь земного типа там вряд ли возможна. На этом небесном теле нет твёрдой поверхности – скорее всего, это газовый гигант с массой примерно вдвое больше, чем у Юпитера. На Фомальгауте-би также бывает темно и холодно: двигаясь по сильно вытянутой орбите, планета уходит очень далеко от звезды, выходя даже за пределы пылевого кольца.

Один оборот, то есть местный год, длится 2 тысячи лет. Последние данные, полученные при анализе новых снимков, вызвали серию новых вопросов. Сейчас астрономы пытаются понять, почему у планеты столь странная орбита, а звезда находится не точно в центре диска, а смещена в сторону, сказал Дмитрий Вибе:

"Необычная орбита планеты Фомальгаут-би указывает на то, что эта система, возможно, претерпела в прошлом какое-то сложное динамическое взаимодействие. Может быть, испытывает его и сейчас. И диск, который окружает звезду Фомальгаут, также может быть результатом этого взаимодействия".

Вероятно, планета Фомальгаут-би когда-то прошла очень близко около своей более массивной "сестры", которую ещё предстоит открыть, и гравитационные силы выбросили её на нынешнюю орбиту. По другой версии, Фомальгаут-би столкнулась с меньшей планетой, та разрушилась, в результате чего и возникло грандиозное кольцо вокруг звезды.

Часть же учёных считает, что система звезды Фомальгаут испытывает то же, что испытывала Солнечная система 4 миллиарда лет назад, рассказал старший научный сотрудник Астрономического института им. Штернберга МГУ Владимир Сурдин:

"Звезда Фомальгаут намного моложе Солнца, и вокруг неё ещё не закончилось формирование планетной системы. Там много первобытных тел, из которых образуются планеты. Наиболее крупная уже сформировалась, и мы видим её отдельно. А небольшим планетам только предстоит образоваться из пояса допланетного вещества. В нашей Солнечной системе оно тоже сохранилось, мы называем его поясом Койпера. Там много ледяных астероидов и ядер комет. Вокруг Фомальгаута гораздо более массивный пояс, из которого через сотни миллионов лет тоже сформируются планеты".

По расчётам астрономов, планета-зомби будет в 2032 году проходить сквозь газопылевой диск вокруг Фомальгаута. Если траектория движения пройдет почти по касательной, то земных наблюдателей ждёт грандиозный фейерверк: планета будет долго сталкиваться с множеством ледяных и каменистых обломков, которые содержатся в кольце. Будут видны, особенно в инфракрасном свете, вспышки. Нечто подобное происходило в 1994 году, когда одна из комет падала на Юпитер. Астрономы ждут продолжения "саги о Фомальгауте", поскольку возможный катаклизм поможет уточнить структуру планеты и состав её атмосферы.

Источник:  http://rus.ruvr.ru/