/ Новости сайта / Наука и Технологии / Недостаток света во время беременности приводит к слепоте ребенка
17.01.2013

Недостаток света во время беременности приводит к слепоте ребенка

Вынашивание ребенка в условиях полной темноты может привести к врожденной слепоте или другим дефектам зрения, так как проходящий через тело матери свет необходим зародышу для нормального развития сосудов и светочувствительных нейронов внутри сетчатки, пишет РИА Новости со ссылкой на статью биологов, опубликованную в журнале Nature.

"Это открытие кардинально меняет наши представления о том, как развивается сетчатка глаза. Нам удалось найти особый клеточный механизм, реагирующий на свет и управляющий числом нейронов внутри сетчатки. Этот процесс влияет на развитие сосудов глаза, что крайне важно, так как многие болезни органов зрения связаны с неправильным ростом сосудов", - заявил один из авторов статьи Ричард Ланг (Richard Lang) из университета города Цинциннати (США).

СЕКРЕТЫ ГЛАЗНОГО ДНА

Группа биологов под руководством Дейвида Копенгагена (David Copenhagen) из университета Калифорнии в Сан-Франциско (США) изучала клеточные процессы, которые происходят в тканях будущего глаза внутри зародыша мыши.

Как объясняют ученые, сетчатка глаза, как и его остальные компоненты, претерпевает множество изменений во время развития зародыша. Так, изначально поверхность сетчатки бывает покрыта не "заготовками" нейронов, а особыми гиалоидными сосудами, которые питают растущие клетки глаза. На последних неделях беременности эти сосуды исчезают, уступая место светочувствительным клеткам и формируя особый канал внутри стекловидного тела, необходимый для фокусировки глаза.

Копенгаген и его коллеги извлекли небольшие кусочки тканей глаза из растущего зародыша мыши и выделили гены, проявлявшие особую активность. К удивлению исследователей, в клетках будущей сетчатки активными были не только гены роста и развития клеток, но и несколько участков ДНК и связанных с ними белков, реагирующих на свет.

Биологи предположили, что данные гены могут играть важную роль в развитии глаза мыши. Они проверили это утверждение, вырастив популяцию мышей с "отключенным" геном Opn4, который необходим для синтеза светочувствительного пигмента меланопсина. Данное вещество играет ключевую роль в считывании световых сигналов в клетках, управляющих биоритмами, реакцией зрачка на свет и другими процессами, не связанными со зрением.

ВЕЧНАЯ НОЧЬ

Ученые разделили своих подопечных на две группы - одна из них обитала в условиях с нормальным циклом дня и ночи, а вторая - в условиях полной темноты. Параллельно в аналогичных клетках жили обычные мыши с нормальной копией гена Opn4. Исследователи дождались, пока самки достигнут последних стадий беременности, и приступили к наблюдениям.

Оказалось, что зародыши в утробах мышей из той и другой группы, выращенные в темноте, страдали от одинаковых дефектов сетчатки. Отсутствие света привело к "зарастанию" сетчатки гиалоидными сосудами, общее число которых не только не уменьшилось, но и заметно увеличилось. Кроме того, на поверхности глазного дна практически отсутствовали светочувствительные нейроны, необходимые для нормальной работы сетчатки.

Аналогичные аномалии присутствовали и у мышей с отключенным геном Opn4, обитавших в условиях нормальной смены дня и ночи. Как полагают Копенгаген и его коллеги, оба этих факта однозначно указывают на то, что свет необходим для нормального развития глаз зародыша в утробе матери.

По словам авторов статьи, аналогичные механизмы роста глаза могут присутствовать и в геноме человека, так как мы обладаем всеми генами, задействованными в этом процессе. Подобный феномен мог бы объяснить, почему многие недоношенные младенцы страдают от дефектов сетчатки и других расстройств органов зрения, заключают авторы статьи.

Романов 17.01.2013 15:39 [Материал]
Данная статья- словно иллюстрация к главе 3.6. Душа тела  книги "Истины 21 века".</b>

<b>
Есть одна
особенность. То, что записано в хромосомах, не обязательно будет реализовано в
структурах нервной системы. С самого начала ее формирования, еще в утробе
матери, начинается проверка двигательной системы, слуховой, тактильной, вестибулярного
аппарата. После рождения процесс реализации генетических возможностей
продолжается. Но если какая-либо подсистема не подкрепляется информацией из
внешнего мира, эта подсистема будет недоразвита, ее потенциальные возможности
не будут реализованы. Поэтому воспитанию детей надо уделять внимание еще до их
рождения. Известно, что музыкальный слух следует развивать с утробы, и не на
рок-музыке.

Редактор стал хуже. Нет возможности изменить размер текста, режим цитаты плох.