Земля. Хроники Жизни.

Статистика

Онлайн всего: 263
Пользователей: 252
Новых: 11
alena967, ivan330, ШЕЛВИН, geolog, TERMINUS, Evgeniy, OxfordVSPscov, tofiq, sprint22, Darking, бодр
Главная » 2013 » Январь » 22 » Наблюдал ли Карл Великий слияние чёрных дыр?
Наблюдал ли Карл Великий слияние чёрных дыр?

Что именно стало причиной многократно выросшего уровня космической радиации в 774–775 годах? Может быть, столкновение двух чёрных дыр?

В 2012-м стало ясно, что в 774–775 годах н. э. Земля пережила колоссальный временный рост уровня гамма-излучения. Вопрос о его природе вызвал нешуточные споры. Версия сверхновой была почти сразу отвергнута: для такого гамма-излучения ей пришлось бы целый месяц быть архивидимой на земном небе. Ни китайские астрономы, ни другие представители письменных народов ничего такого не заметили, не запомнили, не описали.

Вероятность иных событий и вовсе очень мала. Недавно, правда, было сделано предположение о том, что мощность вспышки переоценена. А вот Солнце, хотя и близко к пределу своих возможностей, вполне могло породить подобную сверхвспышку — в 20 раз более сильную, чем в 1859 году. Однако другие учёные оспорили эти выводы, указав на высокий уровень не только углерода-14 в японских кедрах, но и бериллия-10 в полярных льдах, а это не позволяет говорить о переоценке событий 774–775-го.

По современным представлениям, слияние ЧД не будет одномоментным, и вокруг одной из них образуется мощный светящийся аккреционный диск. (Иллюстрация David A. Aguilar, CfA.)

И вот теперь Ральф Ньюхаузер из Института астрономии Йенского университета им. Фридриха Шиллера (ФРГ) выдвинул вместе с коллегами ещё одну гипотезу. «Вглядевшись» в спектры излучения, учёные обнаружили, что те соответствуют гипотетической ситуации слияния двух чёрных дыр (ЧД) на относительно небольшом удалении от Земли. Хотя слово «небольшое» в данном случае применяется астрономами и значит 3–12 тыс. световых лет, следует отметить, что дистанция действительно «копеечная». Случись всё буквально в несколько раз ближе — и последствия резкого роста уровня гамма-излучения имели бы очень неприятный характер. Если в 774–775 годах, вопреки ожиданиям астрономов, не регистрировалось ни намека на неурожай или голод, то в десять раз более мощная вспышка вполне могла бы вызвать значительные проблемы у многих высших животных Земли — включая, разумеется, людей.

Впрочем, адресация такой гамма-вспышки именно к слиянию ЧД несколько условна: когда сходятся две нейтронные звезды или два белых карлика, гамма-вспышка также может иметь место, однако в случае двух ЧД энергия такого события может быть максимальна. Пока реальная частота подобных событий в Галактике неясна и оценивается как раз в 10 000–1 000 000 лет.

По мнению г-на Ньюхаузера, маловероятно, что Земля увидит нечто подобное вновь столь близко, но если бы это всё же случилось, последствия были бы печальными: та же транзисторная микроэлектроника, заправляющая современной жизнью, весьма уязвима для гамма-излучения. Но это ещё цветочки, ведь катаклизм временно уничтожил бы озоновый слой, уверен учёный. К слову, ряд его коллег, напротив, считают, что подобные события вблизи Земли могут случаться чаще, и ордовикско-силурийское вымирание, когда погибли именно поверхностные морские организмы, обусловлено чем-то очень похожим.

Главный повод для критики рассматриваемой концепции очевиден: это крайняя редкость (по современным астрономическим воззрениям) таких событий, как слияние двух ЧД. Ожидаемо и то, что Эдриан Мелот, автор гипотезы об аномальной вспышке на Солнце в 774–775-м, отметил, что вероятность такого слияния в 10 тыс. раз меньше, чем солнечная вспышка.

Впрочем, при всей статистической правоте (вспышки, безусловно, более частое событие) учёный не в состоянии объяснить интенсивность случившегося. И это не вспоминая о таких пока не подвергавшихся анализу вариантах, как звёзды Вольфа — Райе, способные уничтожить озоновый слой Земли за 40 секунд...

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Подготовлено по материалам Королевского астрономического общества.
Категория: Тайны истории | Просмотров: 1292 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 0.0/| Оценить |Источник:http://science.compulenta.ru/