Земля. Хроники Жизни.

Статистика

Онлайн всего: 187
Пользователей: 175
Новых: 12
Klame, yw64, Silat, eprst999, Ariella, Koriona, Максим, Lefail, Daara, Tihiro, Виктория, sprint22
Главная » 2013 » Январь » 25 » Жуки-навозники ориентируются по звёздам
Жуки-навозники ориентируются по звёздам

В безлунные ночи жуки-навозники, которые промышляют в тёмное время суток, ориентируются по звёздам — но не по всяким, а лишь по полосе Млечного Пути.

Не только люди и птицы могут в своих странствиях сверять направление по звёздам. Учёные из Лундского университета (Швеция) обнаружили эту способность у существ, о которых в этом смысле можно было подумать в последнюю очередь, — у жуков-навозников. По словам исследователей, это пока единственный доказанный случай того, что насекомые способны ориентироваться по звёздам.

Найдя, так сказать, кучу отходов жизнедеятельности, жук скатывает навозный шарик и катит его поскорее прочь, чтобы не столкнуться с потенциальными конкурентами или хищниками. Даже если переместить жука в совершенно незнакомое окружение, его это нисколько не смутит, он всё равно будет двигаться так, чтобы максимально удалиться от навозной кучи. Ранее учёные уже выяснили, что навозники не используют ландшафтных ориентиров вроде деревьев или камней и что они ориентируются по солнцу и луне, «усваивая», по всей вероятности, поляризованный свет обоих небесных тел. О звёздах речь не шла; более того, в ранних экспериментах тех же исследователей из Лундского университета жуки теряли ориентацию, если не видели луну, хотя звёзды им были видны.

Жук-навозник с «кепкой» на голове, закрывающей от него небо (фото Marcus Byrne / University of the Witwatersrand).

Потом, однако, стали появляться данные, что скарабеи всё-таки обращают внимание на звёзды. Чтобы окончательно выяснить этот вопрос, исследователи вместе с коллегами из Витватерсрандского университета (ЮАР) поставили следующий опыт. Жуков помещали в загон с высокими стенами, чтобы они могли наблюдать только определённый кусочек неба, или же насекомым на голову надевали особые «кепки», чтобы они вообще неба не видели. Для эксперимента выбирали лунные, безлунные и пасмурные ночи, когда и луна, и звёзды были затянуты облаками. Уверенней всего жуки чувствовали себя тогда, когда видели небо, однако исследователи продолжали сомневаться, что навозникам нужны звёзды: всё-таки зрение у жуков не настолько хорошее, чтобы различать светящиеся точки на небе.

И тогда эксперименты перенесли в планетарий. В планетарии можно было оставлять для обозрения те или иные звёзды, а остальные как бы «выключать». Как пишут исследователи в журнале Current Biology, чтобы определить, куда следует двигаться, жукам был нужен именно Млечный Путь. Если эта белая размытая полоса на ночном небе не была видна, то даже самые яркие звёзды жукам не помогали (при условии что и луны на небе тоже не было). То есть, говоря с некоторой поэтической натяжкой, жуки-навозники идут по Млечному Пути. Выходит, египтяне знали, кому поклоняться.

Одновременно стало понятно, почему в предыдущих опытах жуки игнорировали звёздное небо. Учёные экспериментировали с жуками на территории Южной Африки, и опыты проводили в октябре, когда Млечный Путь находится так близко к горизонту, что использовать его в качестве ориентира весьма затруднительно. В дальнейшем биологи хотят выяснить, какой из небесных ориентиров для скарабеев всё же предпочтительнее — луна или звёзды.

Подготовлено по материалам ScienceNews.
Категория: Животные | Просмотров: 1298 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 5.0/| Оценить |Источник:http://science.compulenta.ru/