/ Новости сайта / Космос / Обнаружены следы магнитного поля галактических размеров
29.01.2013

Обнаружены следы магнитного поля галактических размеров

Оценка: 0.0    1923 2 Космос

Два года назад учёные из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США) сообщили об открытии двух гигантских лепестков-близнецов, образованных гамма-излучением, удалившимся на 50 тыс. световых лет над и под плоскостью Млечного Пути. Казалось, что эти пузыри исходили из области сверхмассивной чёрной дыры Стрелец А* в галактическом ядре.

Появилась даже теория о том, что «гамма-лепестки» порождены выбросами из окрестностей СМЧД Стрелец А*. Альтернативная гипотеза, выдвинутая в то же время, предполагала, что причиной их возникновения, напротив, стала вспышка звездообразования в рассматриваемом районе.

Следы необычных структур в радиодиапазоне, и три гребневидных образования в них. (Здесь и ниже иллюстрации Cfa.)

А теперь выяснилось, что такие гигантские пузыри можно наблюдать не только в гамма-, но и в радиодиапазоне. Группа астрономов под руководством Джанни Бернарди (Gianni Bernardi) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики описала открытые ею «лепестки» колоссальных размеров, видимые в радиодиапазоне и также исходящие из центра Галактики. При этом излучение поляризовано, что неожиданно. Напомним, что хотя феномен поляризации видимого света весьма распространён (этот эффект используется даже в солнечных очках), радиоизлучение обычно поляризуется в присутствии сильных магнитных полей. Но с учётом колоссального размаха «лепестков» пространственный масштаб такого магнитного поля тоже должен быть немалым: если это явление магнитной природы, то чуть ли не самое масштабное из известных человечеству.

«Лепестки» в радио- и гамма-диапазоне почти полностью совпадают по общим размерениям, но, в отличие от «гамма-лепестков», «радиолепестки» содержат три гребневые структуры, чётко связанные с магнитным полем. Их протяжённость вниз и вверх относительно плоскости Галактики также составляет десятки тысяч световых лет.

Интересно, что такие «лепестки» потребовали, по оценкам астрономов, для своего образования энергию, равную текущему уровню излучения Солнца, умноженному на время, равное жизни всей Вселенной (13,7 млрд лет). То есть больше, чем Солнце сможет фактически сгенерировать за всю свою жизнь.

Группа г-на Бернарди полагает, что следы этого колоссального магнитного поля — это продукт не СМЧД, но активнейшего звездообразования в регионе в 650 световых лет в поперечнике, находящемся в ядре нашей Галактики. А гребневые структуры соответствуют нескольким разнесённым во времени эпизодам звездообразования за период, равный по крайней мере последним десяти миллионам лет.

В силу необычной природы явления можно с уверенностью ожидать, что многие из астрономов, не участвовавших в исследовании, не согласятся с такой трактовкой причин колоссальной магнетизации.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Nature, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Vanyatu 29.01.2013 17:55 [Материал]