Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 119
Пользователей: 117
Новых: 2
Белая_Глина, PEGAS
Главная » 2013 » Февраль » 8 » Мигрирующие лососи пользуются картой магнитного поля Земли
Мигрирующие лососи пользуются картой магнитного поля Земли

Лососи запоминают магнитную карту местности, в которой когда-то родились, и, возвращаясь в родную реку, придерживаются знакомых показателей магнитного поля Земли.

Спустя несколько лет, проведённых в море, лососи возвращаются в реки, причём рыбы точно находят именно ту реку, из которой вышли. Такая удивительная привязка к дому есть не только у рыб — точно так же возвращаются на старые места черепахи, тюлени, киты и дельфины. Вопрос в том, как им удаётся так точно найти дорогу домой?

По мнению исследователей из Университета Орегона (США), при возвращении домой лососи используют магнитную карту местности. То есть рыбы запоминают изменения магнитного поля Земли. Проверить это предположение учёным удалось благодаря счастливому случаю. На западном побережье Канады есть река Фрейзер, которая берёт начало в скалистых горах и впадает в Тихий океан. Но в месте выхода в океан находится довольно крупный остров Ванкувер, так что лососям, собирающимся подняться по реке, приходится выбирать, с какой стороны обойти этот кусок суши, с севера или с юга.

Место впадения реки Фрейзер в Тихий океан и остров Ванкувер, который лососям приходится огибать, чтобы войти в реку. (Рисунок <noindex><a target=_blank href=http://www.flickr.com/photos/oregonstateuniversity/>Oregon State University</a></noindex>.)
Место впадения реки Фрейзер в Тихий океан и остров Ванкувер, который лососям приходится огибать, чтобы войти в реку. (Рисунок Oregon State University.)

Исследователи проанализировали данные о миграциях лососей в этом регионе, собранные за 56 лет, и сопоставили их с наблюдениями за магнитным полем. Напряжённость и направление силовых линий колеблются с течением времени. И, как оказалось, рыбы предпочитали идти тем путём, где характеристики поля были похожи на знакомые им по прежним временам, когда лосось только выходил из реки. То есть, направляясь в море, рыбы запоминали, как выглядит магнитное поле, а потом, возвращаясь, вспоминали это и сравнивали с текущей картой. И выбирали знакомый «магнитный путь», даже если он не совпадал с прежним географическим.

Впрочем, рыбы находят родную реку ещё и по запаху. Но обоняние срабатывает у них тогда, когда они уже довольно близко подплыли к цели. А вдали от дома лососям, по-видимому, приходится полагаться только на магнитное чувство, по крайней мере до тех пор, пока обоняние не сумеет распознать реку. Если учесть, что в прошлом году у форелей удалось найти клетки, реагирующие на магнитное поле, гипотеза о способности лососей к геомагнитной ориентации не кажется такой уж невероятной.

В дальнейшем исследователи собираются проверить полученные данные с помощью прямого эксперимента. Однако в любом случае вряд ли рыбы полагаются только на одно чувство. Известно, что и в океане, и между океаном и рекой есть температурные отличия, которые рыбы тоже могут чувствовать. Так что, скорее всего, ориентироваться в пространстве и находить дорогу домой лососям помогает комплекс чувствительных органов, среди которых и терморецепторы, и обонятельные рецепторы, и магниточувствительные органы. И список этот может быть неполон.

Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

Подготовлено по материалам Университета Орегона.
Категория: Животные | Просмотров: 1132 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 0.0/| Оценить |Источник:http://science.compulenta.ru/