Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Как «Серебряная птица» стала фениксом
14.02.2013

Как «Серебряная птица» стала фениксом

Оценка: 0.0    2516 5 Тайны истории
10:33
Из космолёта, задуманного в Третьем рейхе, словно из гоголевской шинели, выросли не только проекты, так и оставшиеся на бумаге, но и реальные космические аппараты. А отчего же самим нацистам так и не удалось использовать его для бомбардировки США?

Когда в 1941 году в Германии был положен под сукно проект «Серебряная птица», казалось, что это закономерный провал чего-то безумного. Судите сами: задуманный в конце двадцатых годов Ойгеном Зенгером бомбардировщик-космолёт с ракетным двигателем, разгоняемый по земле на ракетных же салазках по рельсам до 500 м/с (1 800 км/ч), должен был летать на высоте до 280 км (орбита МКС) со скоростью до 6 400 м/с (23 000 км/ч). И всё это при стартовом весе в 100 т, из которых сухой вес — лишь 10 т, бомб — 6 т, топлива — 84 т. Набор огромной скорости ещё на земле, до включения двигателей, позволил иметь не слишком большие, по меркам начала сороковых, крылья размахом около 15 м при обшей длине в 28 м.

Казалось логичным, что на идею Зенгера ответили отказом: Германии внезапно пришлось догонять по военному производству значительно более отсталый в промышленном отношении Советский Союз, до таких ли нелепиц? Однако, как известно, догнать не получилось, поэтому инициативному Зенгеру удалось в 1944-м оживить проект как одну из вариаций псевдовагнеровской оперы «Оружие возмездия». Предполагалось, что он достигнет Нью-Йорка за считанные минуты, снижаясь из космоса до 40 км, «отскакивая» от плотных слоёв атмосферы и одновременно сбрасывая бомбы. Затем, имитируя камень, подпрыгивающий на волнах, ракетоплан должен был несколько раз подняться над атмосферой и опуститься, волнообразно планируя над планетой. Описав полный круг, «Серебряная птица» приземлялась бы на аэродром, чтобы потом отправиться на следующее задание.

Поскольку пилотируемый космический корабль сделать было намного сложнее, чем беспилотную баллистическую ракету, серьёзных работ не проводилось и дальше макета «Серебряная птица» не улетела: история, к счастью, отпустила рейху слишком мало времени. Предпочтение было отдано абсолютно реальному проекту верного члена НСДАП штурмбанфюрера СС Вернера фон Брауна, намечавшего стереть Нью-Йорк с лица земли при помощи A9/A10 (Projekt Amerika). Позже именно эта концепция положила начало космическим и баллистическим ракетам СССР, а затем — и США, увенчавшись на своем пике высадкой на Луну.

Интереснейший профиль крыла и оперения, особенно для 1930-х. Внизу: в США идея полностью многоразового космолёта была преобразована в идею частично многоразового. (Здесь и ниже иллюстрации Wikimedia Commons, io9.)
Интереснейший профиль крыла и оперения, особенно для 1930-х. Внизу: в США идея полностью многоразового космолёта была преобразована в идею частично многоразового. (Здесь и ниже иллюстрации Wikimedia Commons, io9.)


Что было бы, окажись машина построена в предложенном виде? В проекте, мягко говоря, много прогрессивных черт, но в целом продуманная тепловая защита на принципе радиационного рассеяния предназначалась для слишком малого воздействия при входе в атмосферу. Позднее компьютерное моделирование показало, что она расплавилась бы как раз над Нью-Йорком, то есть при попытке снижения. Проблема решалась: толщину защиты было не так уж сложно увеличить. Правда, и полезная нагрузка снизилась бы. Наконец, бомбардировка с 40 км была бы лишь условно прицельной. Не вундерваффе, но, бесспорно, добротный проект с продуманной концепцией многоразовости.

Однако «Серебряная птица» как второе концептуальное направление боевого освоения космоса, заложенное нацистской Германией, также не была предана забвению.

Именно в связи с ней в 1947 году будущего советского перебежчика Григория Александровича Токаева вызывали в Кремль. Сталин попросил его оценить возможность использования ракетного бомбардировщика Ойгена для нанесения ударов по США. А также заявил: «Самолёты Зенгера и их конструкция должны стать нашей ближайшей целью...» Неподдельный интерес советского лидера был связан с успехами его атомного проекта и складывавшимися проблемами доставки средств массового убийства в логово американского империализма. Тогда же Токаеву поставили задачу выкрасть из Франции находившегося там Ойгена Зенгера с понятной целью ускорения работ по проекту.

«Изъять» Зенгера не удалось, что для сталинских проектов типично. Однако (и это тоже типично) неудачи вызывали у Кобы приступы ещё более кипучей деятельности. Так что после изучения доставшихся советским войскам немецких чертежей проекта «Серебряная птица» в 1965 году СССР запустил проект «Спираль». Тоже горизонтально стартующий и садящийся, но двухступенчатый орбитальный гиперзвуковой самолёт. Вместо рельсов он должен был стартовать со спины сверхзвукового самолёта-разгонщика, а так — всё то же самое: мог бомбить и Нью-Йорк, и Канберру, и всё остальное. Как мы уже писали, маршал Гречко, незнакомый с историей «Серебряной птицы», не знал, что проект придуман учёными немцами, поэтому посчитал его фантазией и приказал копировать усилия учёных американцев по созданию шаттла. Круг замкнулся: советский потомок «Зильберфогеля» был свёрнут в пользу американского потомка того же проекта.

Да-да, а вы думали, что «преклонение перед иностранщиной» свойственно только СССР? В начале 1950-х компания Bell Aircraft создала BOMI (BOmber Missle), прямой клон проекта Ойгена. Но, как вы понимаете, американские военные не спешили: их устраивали дозвуковые ядерные бомбардировщики. В 1957 году стало ясно... в общем, вы сами понимаете, что стало ясно. Успех советского воплощения А9/А10 заставил США развернуть проект X-20 Dyna-Soar (произносится как «динозавр»). Чтобы избежать сложностей, разгон орбитального самолёта планировалось осуществлять ракетой «Титан», а затем, по Ойгену, «динозавр» должен был изображать подскакивающий на волнах камешек, сбрасывающий атомную бомбу на СССР и скачущий затем по прямой до посадки на родном аэродроме. Как и у «Зильберфогеля», предусматривалась система спасения пилота. Кстати, именно на этот аппарат начали тренировать Нила Армстронга. За счёт отсутствия бортового топлива X-20 Dyna-Soar должен был получиться компактным: 10,77 м длины (истребитель Второй мировой!), размах крыльев — 6,35 м (!), правда, и полезная нагрузка — только 450 кг, а экипаж — не более четырёх человек.

Но и в Америке нашёлся свой Гречко. Роберт Макнамара рвался догнать и, как завещал Джон Кеннеди, перегнать СССР в космосе, но самостоятельно стратегически планировать, без оглядки на гонку престижа, не хотел. Поэтому, убедившись, что в ближайшие год–два X-20 Dyna-Soar не полетит, он прихлопнул начинание в 1963 году. Вместо него открыл кучу других, которые потом пришлось всё равно сворачивать. Поэтому шаттл, позаимствовавший идеологию у той же X-20 Dyna-Soar, делали заново, начав аж в 1971-м, спустя несколько лет после предполагавшегося полёта X-20 Dyna-Soar. Закончить проект (и запустить первый шаттл) удалось только через десятилетие. Задержка была столь долгой, что, прикрыв полёты фонбрауновских одноразовых аппаратов, НАСА шесть лет не могло запустить человека в космос из-за отсутствия пилотируемых кораблей.

Ускоритель для ракетных салазок должен был играть роль первой ступени. Только возвращать на землю для заправки его было бы значительно легче. Внизу: американский X-20.
Ускоритель для ракетных салазок должен был играть роль первой ступени. Только возвращать на землю для заправки его было бы значительно легче. Внизу: американский X-20.


Задержка заставила спешить. Систему спасения экипажа отбросили как утяжеляющую и замедляющую разработку; конструкция аппарата была выполнена не по схеме с радиационным охлаждением, когда тепло теряется с излучением от металлического покрытия на основе молибдена, циркония и сплава рений-ниобий, а с теплопоглощающими керамическими плитками, без остекления пилотской кабины (оно требовало сбрасываемых щитков, а конструировать их было долго). Таким шаттл и вышел: без системы спасения, с периодически прогорающей теплозащитой, пытавшейся поглотить тепло от атмосферного нагрева, вместо того чтобы избавиться от него... Итоги известны: сгоревшие экипажи, остановленная программа. И США вновь вернулись в годы без самостоятельных пилотируемых полётов.

Вот так Макнамара вошёл в историю второй раз после развязывания Вьетнамской войны, а СССР в третий раз начал копировать проект «Серебряной птицы». На сей раз получился «Буран», но и его свернули. Впрочем, это не конец истории: в наши дни дорабатывается Dream Chaser, проект Sierra Nevada Corporation, проникнутый той же идеологией и создававшийся с прямой оглядкой на упомянутые инициативы.

В общем, история «Серебряной птицы» внушает немалый оптимизм, нет? Подумать только: несмотря на то что нашими шагами в космосе в конечном счёте руководят политики и военные, мы туда всё же попали! И, может быть, навсегда?

Подготовлено по материалам io9.

 
Источник:  http://science.compulenta.ru/


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 5

0  
Vladimir1 14.02.2013 19:40 [Материал]
Справедливости ради позволю заметить что в фашистской Германии разработали очень много новшеств, если бы они не воевали со всем миром то сейчас скорее всего лидировали во всех отраслях, опередили за щитаные годы весь мир на 20-30 лет. После войны как учёных так и проэкты немцев росматривали и воплощали в жизнь победители германии. Писать что бред то что мысль в Буране прослеживается немецкая ошибочно, естественно создать и воплотить в жизнь сложнее чем придумать на бумаге
0  
Боец 14.02.2013 20:33 [Материал]
Если б войну не начали, то бы грохнулись в экономическию депрессию ещё хуже, чем США. Германия конкретно в долгах была.
0  
Боец 14.02.2013 16:44 [Материал]
Буран копировал проект "Серебрянной птицы"?.. Бред. Наглое враньё. Как и вся статья. 
Немцы могли повлиять только на идеологию космических полётов. И то, эту же идеологию они не придумали, а переняли.
0  
Shaman 14.02.2013 13:05 [Материал]
Проект Буран был очень успешным америкосы обзавидовались, тк у него была уникальная интеллектуальная система ,разработка многоразовой теплозащиты с рабочими температурами до +1700С;
создание и поэтапная отработка системы автоматической высокоточной
аэродромной посадки планирующего тяжелого космического корабля с малым
аэродинамическим качеством; отработка системы посадки проводилась
одновременно с обучением и тренировками специально отобранных групп
летчиков-испытателей;
системе "Буран", головной разработчик системы НПО
"Энергия" настоял на использовании компоновки, близкой к американскому
"Шаттлу". В отечественной практике ракетно-космической
техники не было аналогов, по сложности равных кораблю "Буран": в состав  входило более 600 установочных единиц бортовой аппаратуры,
скомплексированных в более чем 50 бортовых систем, объединенных в единый
бортовой комплекс; более 1500 трубопроводов, более 2500 сборок (жгутов)
кабельной сети, включающих около 15000 электрических соединителей.
В результате многолетней напряженной работы создан многоразовый космический корабль с уникальными характеристиками.
При внешнем сходстве с "Шаттлом" , "Буран" является принципиально более совершенным космическим аппаратом:
объединенная двигательная установка, состоящая из 48 ЖРД трех
размерностей по тяге, работает на единых компонентах топлива (горючее -
синтин, окислитель -жидкий кислород) суммарным запасом более 14 т,
разработанная методика захолаживания позволяет сохранять окислитель в
жидком состоянии (-183 С) в течении всего орбитального полета
продолжительностью до 30 суток при приемлемых энергозатратах;
единый бортовой комплекс управления позволяет в автоматическом режиме
проводить любые динамические операции на орбите, включая стыковки с
орбитальными станциями;
разработана высокоэффективная плиточная теплозащита на основе кварцевых
волокон и композиционных материалов "углерод-углерод", создана
уникальная "безбумажная" технология изготовления, наклейки и контроля
всех более чем 38000 плиток.
разработанная система автоматической посадки позволяет производить
беспилотную посадку практически в любых метеоусловиях (штормовые порывы
ветра в момент первой автоматической посадки на Байконуре превышали
предельно-допустимые метео-нормативы для ручной (!) посадки
американского "Шаттла");
В процессе работы над "Бураном" была создана мощная
производственно-технологическая, лабораторно-испытательная и стендовая
база, многоотраслевая кооперация насчитывала более 1200 предприятий и
научных центров страны, над программой "Энергия-Буран" работало в общей
сложности более полутора миллионов человек.
Все это было похоронено не без американской помощи ,тогда началась рыночная экономика,продавали все что могли, буран стал не нужен так же как и станция МИР ,шло тотальное уничтожение ВПК России которое продолжается и сейчас, да что там все что мы имеем было изготовлено еще тогда в СССР,а сейчас корабли у нас отказываются летать не в пример американцам.
0  
Боец 14.02.2013 15:43 [Материал]
Опять "просраливсеполимеры"?
Стоило бы указать и на недостатки Бурана.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
ООН заключило договор с инопланетными расами о постройке ими баз на обратной стороне Луны
Точно. 
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
Мал бывал — сказки слушал; вырос вели (от Катенька)

Останки первых людей возрастом 1,86 миллиона лет обнаружили в Кении
Румынский ,местечковый язык пастухов ,а не имеющий те же корни могучий и совершенный государственный (от Везунчик)
Останки первых людей возрастом 1,86 миллиона лет обнаружили в Кении
Поспорить не с чем. Кроме того что искусственный язык лишон души - того звучания которое сохраняется (от Везунчик)