/ Новости сайта / Аномалии / Откуда берется человек без селезенки
12.04.2013

Откуда берется человек без селезенки

Оценка: 0.0    2227 1 Аномалии
Врожденная аспления — отсутствие селезенки, из-за чего человек становится очень уязвимым перед бактериальными инфекциями — носит ярко выраженный семейный характер, выяснила международная группа исследователей. Руководитель данной группы рассказал подробности о том, как данный недуг удалось связать с мутациями конкретного гена.

Антон Павлович Чехов был не только писателем, но и врачом, неслучайно его псевдоним «Человек без селезенки» — не только каламбур, но и диагноз, пусть к самому его носителю и не относящийся. Врожденная аспления — так называют заболевание, при котором человек рождается без этого органа. Все остальное в его организме в порядке, но из-за отсутствия селезенки он очень чувствителен к бактериальным инфекциям. Эта патология может стать смертельно опасной, особенно для маленьких детей, поэтому большая часть таких больных погибает в детстве. Кроме барьера для бактерий селезенка в организме человека участвует в кроветворении и кровообращении: образует лимфоциты, разрушает отжившие эритроциты и тромбоциты, служит резервуаром для эритроцитов, которые в критической ситуации выходят из нее в кровяное русло.

С генетической природой врожденной асплении попыталась разобраться международная команда из Университета Рокфеллера, Университета Париж Декарт, Корнельского университета и других университетов США, Франции, Великобритании, Италии и Швеции; результаты ее работы опубликованы в журнале Science. В связи с большой долей семейных патологий ученые предположили, что болезнь может быть связана с врожденным дефектом развития селезенки, за которую несет ответственность один ген. Они исследовали 33 пациентов, страдающих аспленией, из 23 семейных групп.

У них полностью секвенировали экзом (кодирующую белки часть генома), чтобы найти мутации, которые могут быть ассоциированы с болезнью.

Ученые искали мутации редкие (поскольку заболевание относится к редким), оказывающие влияние на кодируемый белок (так называемые несинонимичные) и, наконец, имеющиеся только у пациентов с аспленией. Из всего множества выявленных генетических изменений этим требованиям удовлетворяли семь мутаций в гене RPSA, обнаруженные у 18 пациентов с аспленией (55%) из 8 семейных групп.

«Все больные в этих семьях были носителями мутаций в RPSA и, с другой стороны, все носители мутаций были больны», — подчеркивают авторы статьи.

Мутации были гетерозиготными, то есть затрагивали ген только на одной хромосоме из пары. Для сравнения, в 508 геномах из контрольной выборки мутации в RPSA обнаружены лишь в одном случае. Исследователи пришли к заключению, что эти мутации служат причиной большей части случаев асплении.

Ген RPSA кодирует рибосомный белок SA, входящий в состав рибосомы — «машины синтеза белка», точнее, в состав ее малой субъединицы. Мутация гена на одной хромосоме приводила к тому, что количество синтезируемого рибосомного белка уменьшалось вдвое. Ученые предположили, что ген RPSA играет совершенно незаменимую роль при эмбриональном развитии селезенки у человека.

Тем не менее, пока непонятен механизм, по которому мутации гена RPSA приводят к патологии, — подчеркнул первый автор исследования Александр Болзе, отвечая на вопросы корреспондента «Газеты.Ru».

«Мы были очень удивлены, что связанный с болезнью ген оказался геном рибосомного белка, так как он экспрессируется во всех клетках, не только в селезенке», — заявил исследователь.

Ученые предположили, что дефицит RPSA делает невозможным синтез специфических белков, необходимых для развития селезенки. Но для детального представления, что именно происходит в таком случае, необходимы дополнительные исследования.

Интересно, что в мае 2012 года исследовательская группа с участием тех же ученых нашла другой ген — кандидат в «виновники» асплении. Эксперименты на мышах показали, что ген NKX2-5 критичен для размножения клеток при эмбриональном развитии селезенки. Так какой ген важнее?

«Мутации гена NKX2-5 мы обнаружили только у одной семьи, а мутации гена RPSA у более чем половины пациентов из 8 семей, — ответил Александр Болзе корреспонденту «Газеты.Ru». – И самое главное, у всех носителей этих мутаций не было селезенки.

Так что мы считаем, что нарушения RPSA – это главная генетическая причина асплении.

В будущем, в том случае, если при генетическом скрининге у человека будут найдены мутации в гене RPSA, необходимо сделать ультразвуковое исследование. Если окажется, что у него нет селезенки, ему нужно знать, что серьезные инфекции для него смертельно опасны».

Источник:  http://www.gazeta.ru