/ Новости сайта / Наука и Технологии / Полимерный "нанокостюм" помог гусенице прожить час в вакууме
16.04.2013

Полимерный "нанокостюм" помог гусенице прожить час в вакууме

Оценка: 0.0    1737 0 Наука и Технологии
По словам ученых, подобные "нанокостюмы" позволят изучать насекомых при помощи электронных микроскопов, что было ранее невозможно из-за уязвимости мягких тканей членистоногих к вакууму.

Личинка плодовой мушки-дрозофилы смогла прожить около часа в полном вакууме без повреждений внутренних органов благодаря "нанокостюму" из полимеров, который защищал клетки насекомого от потери кислорода и воды, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Вопреки представлениям многих людей, попадание живого организма в открытый космос не приводит к мгновенной смерти, "закипанию" крови или разрыву кровеносных сосудов. Тем не менее, он все же погибнет, так как клетки его легких и кожи начнут быстро терять воду и кислород в результате взаимодействия с открытым космосом.

Группа биологов под руководством Такахико Хариямы (Takahiko Hariyama) из университета города Хамамацу (Япония) смогла спасти личинку мушки от смерти в условиях вакуума при помощи особого полимерного "нанокостюма", молекулы которого особым образом напылялись на тело насекомого. Эта оболочка состоит из нескольких видов полимеров, способных растягиваться и сжиматься в несколько раз без появления трещин и разрывов на их поверхности.

По методике авторов статьи, тело личинки опрыскивается одиночными молекулами полимеров, после чего его поверхность облучается потоком электронов. Электроны "склеивают" молекулы полимера, в результате чего насекомое приобретает "вторую" кожу, не пропускающую молекулы воды и кислорода наружу. Ученые испытали ее в деле, поместив несколько "бронированных" личинок дрозофил в сканирующий электронный микроскоп, из которого был откачан воздух.

Биологи наблюдали за "полетом" насекомых внутри микроскопа на протяжении несколько часов. К удивлению ученых, дрозофилы проявляли признаки жизни на протяжении 60 минут. Анализ снимков микроскопа показал, что тело таких мушек оставалось в сохранности. По словам Хариямы и его коллег, подобные "нанокостюмы" позволят изучать насекомых при помощи электронных микроскопов, что было ранее невозможно из-за уязвимости мягких тканей членистоногих к вакууму.