Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 198
Пользователей: 192
Новых: 6
ZeroTool, lavanda2017, Almor, nakraiyvselennoi, Baro, AllerV
Главная » 2013 » Май » 31 » Своими полярными шапками Земля обязана высокой светимости Солнца
Своими полярными шапками Земля обязана высокой светимости Солнца

Группа исследователей под руководством Аомавы Шилдс (Aomawa Shields) из Вашингтонского университета (США) взялась выяснить, насколько спектральные особенности тех или иных звёзд связаны с шансами планет вокруг них на наличие благоприятных условий для не слишком спартанской жизни земного типа.

Голубая линия — F-класс, чёрная — Солнце (G), красная — того же цвета карлик (M). При текущем содержании углекислого газа (PAL) ледники на Земле около Солнца были бы даже при излучении, на 10% большем, чем нынешнее. А вот если бы мы жили вокруг красного карлика, круглогодичного снега и льда не было бы даже на полюсах. (Здесь и ниже графики A. Shields et al.)

Ну как же, вздохнёт читатель, сейчас нам опять споют, что у красных карликов жить то ли нельзя, то ли очень трудно. Не угадали: команда г-жи Шилдс подошла к арии не с самой тривиальной стороны.

Как отмечают учёные, спектральные особенности звезды играют огромную роль в формировании устойчивого ледового и снежного покрова на поверхности той или иной планеты, богатой жидкой водой. Дело в том, что чем выше температура поверхности светила, тем больше в его излучении ультрафиолета, то есть тем бóльшая часть его энергии доходит до ледовых покровов дочерней планеты в УФ-виде.

При контакте со льдом (в меньшей степени со снегом) УФ-лучи имеют куда бóльшие шансы отразиться и унести свою энергию в космос. Напротив, длинноволновое инфракрасное излучение весьма слабо отражается ото льда. Грубо говоря, альбедо льда для ИК-лучей намного меньше, чем для УФ.

И это значит, что вероятность возникновения сильной положительной обратной связи между ледовыми шапками и альбедо планеты у белых звёзд спектрального класса F намного выше, чем у жёлтых карликов класса G (типа нашего Солнца), где 53% изучения — ИК. Представив себе Землю в системе F-звезды (с нынешним содержанием парниковых газов и сегодняшним атмосферным давлением), учёные выяснили, что, даже получая всего на 2% меньше общего излучения от своей звезды, чем доходит от неё сегодня, Земля неизбежно покрылась бы льдом полностью, впав в состояние Земли-снежка.

Когда условная Земля оказывается на аналогичной орбите вокруг нашего Солнца, то для «обледенения» ей требуется уменьшить количество входящего излучения на целых 8% — вчетверо сильнее, чем у какого-нибудь HAT-P-14. В принципе, если взять звезду А-класса (не говоря уже о B и O, а это, напомним, голубые яркие звёзды), разница будет ещё резче. Но авторы рассудили, что голубые звёзды всё равно живут всего ничего, какая уж тут обитаемость, да и планет у них пока найдено мало.

Интереснее оказался другой край звёзд главной последовательности — красные карлики. У них основная часть излучения инфракрасная (~95%), а УФ, вне вспышек, вообще довольно слаб. В итоге вокруг светил М-класса нынешнее входящее излучение для Земли нужно уменьшить аж на 27%, иначе тотального ледникового периода не добиться. И действительно, альбедо снега для излучения от красного карлика будет равно жалким 0,398, а в Солнечной системе — 0,646, то есть планета, в значительной степени покрытая снегами и ледниками, но вращающаяся вокруг красного карлика, не сможет испытать столь же сильного снижения температуры по мере роста ледников, как ваша Земля.

Уровень альбедо для разных типов поверхности белых (синие значки), жёлтых, оранжевых и красных звёзд (слева направо). Хорошо видно, что альбедо льда у красных карликов минимально.

По мнению исследователей, именно вокруг таких звёзд стабильность климата будет максимальна, а вероятность оледенения минимальна, что, вообще говоря, создаёт там более благоприятные условия для жизни, нежели вокруг ярких светил вроде Солнца.

Правда, отмечают авторы, у дальнего края обитаемой зоны, где жидкая вода может существовать либо при давлении в несколько земных атмосфер, либо при большом содержании углекислого газа, фактор спектрального класса звезды менее значим: уже при давлении в пять земных атмосфер и 20-процентном содержании углекислого газа даже у звезды класса F разницу по вероятности оледенения удаётся полностью закрыть.

Но в целом исследователям кажется несомненным, что красные карлики при прочих равных выглядят более климатически благоприятными родительскими звёздам, нежели все остальные массовые типы светил.

С препринтом исследования можно ознакомиться на сайте arXiv.
Категория: Наука | Просмотров: 1138 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 0.0/| Оценить |Источник:http://science.compulenta.ru