/ Новости сайта / Наука и Технологии / Колебания земного ядра влияют на длину суток
12.07.2013

Колебания земного ядра влияют на длину суток

Оценка: 0.0    2038 5 Наука и Технологии
Ричард Холм (Richard Holme) из Ливерпульского университета (Великобритания) и его коллеги измеряли колебания в длительности дня с 1969 года — с того времени, когда наука начала регистрировать так называемые геомагнитные вздрагивания, то есть лёгкие колебания земного ядра относительно планеты в целом. С тех пор их было десять.

Эти колебания, вызываемые неясными пока причинами, протекают внутри самого земного ядра и передаются во внешние слои Земли лишь тогда, когда накапливается определённый угловой момент.

Вздрагивания ядра, по мнению ряда исследователей, могут играть важную и пока не вполне ясную роль в работе магнитного динамо Земли. (Здесь и ниже иллюстрации NASA.)

Чтобы выяснить, влияет ли факт передачи момента на длительность суток, учёным пришлось исключить все другие виды колебаний, замедляющих или ускоряющих вращение планеты. К ним, кроме со школы известного приливного торможения Земли Луной, относят, как ни странно, не только таяния ледников и их перемещение по суше, но и мощные океанские течения и даже стратосферные воздушные потоки. Хотя их совместное влияние обычно не превышает миллисекунды в год, учитывая массу планеты, это означает огромную энергию названных воздействий. Посему их отделение от влияния геомагнитных вздрагиваний оказалось не таким простым делом.

Получив в итоге очищенные данные по длительности суточного вращения, на них наложили график с датами вздрагиваний земного ядра. Сильная корреляция, демонстрирующая, что каждое из них меняло длину суток, была очевидной, утверждают учёные. Правда, у них уже появились оппоненты, которые считают, что действительно значимое изменение показало лишь вздрагивание 2003 года, а остальные события такого рода менее убедительны.

Каждое вздрагивание в среднем сдвигает длительность дня на 0,1 мс. Ничтожное значение, верно? Между тем через миллиард лет нам так не покажется. Но речь не о том. Колебания информируют нас о поведении земного ядра. В частности, их дальнейший анализ, как считает Ричард Холм, способен улучшить наше понимание того, как ядро и мантия обмениваются угловым моментом.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Nature.

Подготовлено по материалам LiveScience.

Источник:  http://compulenta.computerra.ru

andreygolovan 12.07.2013 21:46 [Материал]
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

prof
limon-1661i1 12.07.2013 17:40 [Материал]
а эффект Дженибекова имеет что то с этим общее?
deeaz 12.07.2013 18:11 [Материал]
Нет, это разные свойства. эффект Дженибекова вы можете и дома с молотком проделать, подкидывая его вверх. biggrin
coka 12.07.2013 16:46 [Материал]
Дак оно,ядро,смещается или нет?
deeaz 12.07.2013 17:29 [Материал]
ЯЗ имеет свойство по оси вращения смещаться то к Северному полюсу, то к Южному. Эти смещения не так значительны, относительно размеров планеты и их можно измерить лишь на специальном оборудовании, которое осуществляет телеметрию с разных точек глобуса. Так же, ЯЗ нутирует внутри шарика, что обуславливается притяжением Луны, таким образом происходит перемещение вод на поверхности.
Смещение ядра лучше всего наблюдаются на геостационарных орбитах спутниками, оснащенных риометрами и магнитометрами.