Земля. Хроники Жизни.

Статистика

Онлайн всего: 347
Пользователей: 336
Новых: 11
chemolog, AstraVert, Silat, Санюка, An_Li, Алан, Белая_Глина, garura, лютик, Nikolyan, Анубис
Главная » 2013 » Июль » 31 » Доказано существование сети секретных коммуникаций у бактерий
Доказано существование сети секретных коммуникаций у бактерий

Бактерии вида Myxococcus xanthus весьма распространены в природе: стоит только зачерпнуть немного земли из верхних слоёв почвы, и почти наверняка в ней окажется кооперация этих удивительных микроорганизмов. Исследователи знали, что они действуют как единый суперорганизм, но подробно изучить их кооперацию с помощью передовых технологий решили впервые.

Эти бактерии, обитающие в верхних слоях почвы, соединены друг с другом нитевидными мембранами из мельчайших пузырьков, обеспечивающими им полную секретность передаваемой друг другу "информации", а вернее, молекулярного груза.

Колония бактерий M. xanthus передвигается как единая "паутина", члены которой находятся в постоянном контакте друг с другом (фото Trance Gemini/Wikimedia Commons).

Коммуникации между микроорганизмами — явление в природе не уникальное. Очень многие бактерии эволюционировали, чтобы научиться действовать сообща. Гипотеза о том, что микробы действуют по принципу "каждый за себя" в последние десятилетия сменилась теорией о кооперации бактерий с механизмом самоорганизации.

Мэнфред Ауэр (Manfred Auer) и его команда из Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли в последнее время занимались изучением вида M. xanthus и назвали их самым сплочённым суперорганизмом из всех изученных человеком. По словам учёных, эти бактерии ведут себя как стая волков.

Сеть коммуникаций M. xanthus в представлении художника (иллюстрация Auer lab).

Для исследования представителей вида M. xanthus Ауэр и его коллеги использовали новейшую технологию 3D-микроскопии. Предметом их изучения в первую очередь были коммуникационные мембраны, соединяющие бактерии.

Многие биологи скептически относились к идее о физической "сети коммуникаций" и говорили, что это просто побочный эффект, проявившийся при подготовке образцов к исследованию. Однако 3D-микроскопия и технологии визуализации показали, что соединительные мембраны действительно существуют.

"Люди ошибались. Мембраны не являются контаминацией, занесённой извне", — считает Ауэр.

В отличие от человеческих нервов бактериальные коммуникации не нуждаются в том, чтобы клетки имели физический контакт друг с другом. Многие виды этих организмов выпускают химические вещества в окружающую среду для "общения" с сотоварищами. Учёные говорят, что этот способ небезопасен − это всё равно, что публиковать военные тайны в "Твиттере". Посторонние могут уловить сигнал и предпринять защитные меры.

Криоэлектронная томографическая реконструкция пузырьков, образующих сеть из коммуникационных мембран (фото Auer lab).

Чтобы обеспечить большую секретность связи бактерий внутри одного суперорганизма, M. xanthus передают химические сигналы по "проводам" из тончайшей клеточной мембраны. В зависимости от функции передаваемых химических веществ эти сигналы могут сработать либо как мина, либо как послание в бутылке. Биологи наблюдали за этими сложными процессами через мощные микроскопы и пришли к выводу, что они очень похожи на коммуникации белковых нанопроводов, но не смогли доказать существование сети мембран.

Именно Ауэру и его команде удалось выявить коммуникационную сеть мембран, связывающую бактерии в один суперорганизм. Он объяснил, что вид M. xanthus (а возможно, и некоторые другие виды) передвигаются единой "паутиной", очень слаженно и постоянно находясь в контакте друг с другом.

Тем не менее, какова конкретная цель работы такой сети, пока непонятно. Коллеги Ауэра, не принимавшие участия в исследовании, настаивают на выяснении этого вопроса, также как и на изучении происхождения сложной биологической коммуникационной сети.

Если похожая структура обнаружится и у других видов, что вполне вероятно, то можно будет понять, как бороться против мощных бактериальных биоплёнок, устойчивых к антибиотикам. "Я считаю, что в таком случае несложно будет вывести формулу лекарства, которое будет бить прямо по сети коммуникации болезнетворных бактерий", — говорит Ауэр.

О своём открытии он и его коллеги подробно рассказали в статье, опубликованной в журнале Environmental Microbiology.

Категория: Наука | Просмотров: 1084 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 0.0/| Оценить |Источник:http://www.vesti.ru