/ Новости сайта / Космос / Планета не на месте
06.12.2013

Планета не на месте

Есть системы, где даже самые дальние планеты удалены от звезды на тридцатикратно меньшее расстояние, чем у нас. Но, похоже, мы поспешили назвать их коммуналками: глядя на HD 106906, понимаешь, что коммуналка — это именно Солнечная система.

Международная группа учёных под руководством Ванессы Бэйли (Vanessa Bailey) из Аризонского университета (США) обнаружила экзопланету, отстоящую от своей звезды на 650 астрономических единиц.

HD 106906 b — почти коричневый карлик, благо по массе она в 11 раз больше Юпитера. И это, простите, тень катастрофы для нынешней теории планетообразования.

Протопланетный диск есть, планета тоже (может, и не одна). Одно плохо: там должна быть или эта планета, или диск, иначе мы не сумеем вам объяснить, как именно первая оказалась на своём месте без следов во втором. (Иллюстрация NASA / JPL-Caltech.)

Тело было найдено случайно: никто не искал ничего подобного на таком удалении от молодой звезды HD 106906, которую с Землёй разделяют 300 световых лет. Однако сторонний источник излучения сам собой привлёк внимание учёных, и постепенно астрономы отбросили все остальные версии. То есть в теории это может быть свет от другой звезды, случайно попавшей на фото, но с учётом сегодняшних данных по плотности звёзд в нашем районе Галактики это нереально. Посему факты выглядят так: тело удалено от своего светила в двадцать с лишним раз дальше, чем самая граничная планета Солнечной от Солнца.

Что же остаётся? А остаётся экзопланета, которая появилась на свет неведомо каким образом. Чтобы такое тело возникло, оно должно быть частью протопланетного диска. Таковой вокруг HD 106906 есть, да только кончается он в 120 а. е. от звезды, что хотя и много (у нас в системе пространство, занятое планетами, вчетверо меньше), но весомо уступает расстоянию до HD 106906 b. Что же это за планета такая? И почему она находится там, где её в принципе не должно быть?

Логичным выглядит предположение о том, что HD 106906 b — просто что-то вроде второй звезды в парной системе. Ну не получилось у неё набрать звёздную массу, худосочной выросла, а отсюда и странности. Однако в системе двух звёзд один компонент может быть легче другого лишь в разумное количество раз. В норме — не более чем 10:1. А тут — с учётом того, что перед нами нормальная звезда главной последовательности, да ещё спектрального класса F5, то есть побольше Солнца, — разница получается далеко за сто к одному!

«Столь экстремальное соотношение масс не предсказывается теориями формирования двойных звёзд. А теория планетообразования считает, что планета не может образоваться так далеко от своего светила», — резюмирует г-жа Бэйли.

Что же, нам повезло — теории планетообразования вновь получили хотя и жёсткий, но справедливый удар, побуждающий их к дальнейшему развитию. Причём это именно удача: этой системе считанные миллионы лет, и только поэтому планета разогрета до полутора тысяч градусов и довольно заметна для телескопов, что и сделало возможным её обнаружение непосредственными наблюдениями. Иначе узнать о самом факте такого отклонения было бы очень не просто.

Сравните размеры нашей системы (слева) с их. Условное местоположение центральной звезды вроде бы одно и то же, но Нептун и HD 106906 b получились слегка в разных местах. А мы ещё называем чужие системы «компактными»... (Иллюстрация Vanessa Bailey.)

В принципе, сохраняется небольшая возможность того, что существующие теории верны. Например, планета может быть «бродячей», случайно прибившейся к молодой системе, хотя вероятность этого ничтожно мала. А ещё её могло вышвырнуть в далёкие области своей системы в процессе резонансного взаимодействия с другими планетами. Или, быть может, она «похищена» со своего нормального места гравитацией случайно «проходившей мимо» звезды? Правда, этому серьезно противоречит то, что диск — тот, что заканчивается в 120 а. е., — остался той же формы. Очевидно, что в любом из вариантов его форма вряд ли была бы правильной...

Впрочем, теорию «похищения Европы» можно будет проверить при помощи последующих наблюдений, которые позволят узнать скорость и особенности вращения HD 106906 b вокруг своей звезды.

Отчёт об исследовании появится в издании Astrophysical Journal Letters, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам Аризонского университета.

Evgeniy 07.12.2013 12:41 [Материал]
Зензиля, в качестве примера цитата.
"Учёные-астрофизики обнаружили эту новую планетарную систему, KOI-351, производя детальный анализ данных, собранных за весь период работы космического телескопа Kepler, который до последнего времени являлся основным инструментом людей для поиска планет, вращающихся вокруг далёких звёзд. В системе KOI-351 имеется по крайней мере семь планет, вращающиеся по собственным орбитам вокруг центральной звезды. Центральная звезда системы KOI-351 максимально приближена по всем параметрам к Солнцу, а самыми близкими к звезде планетами являются небольшие каменистые планеты, весьма напоминающие нашу Землю. Как и в Солнечной системе, в системе KOI-351 есть планеты газовые гиганты, располагающиеся на периферии этой системы.

Первые три планеты системы KOI-351 имеют орбитальные циклы, почти совпадающие с орбитальными циклами Меркурия, Венеры и Земли. Однако, анализируя данные, связанные с системой KOI-351 за более поздние периоды времени, астрономы обнаружили, что орбитальные циклы внутренних планет изменились за это время, не сильно, но достаточно для того, чтобы это можно было заметить. Более детальное наблюдение позволило учёным обнаружить ещё четыре планеты этой системы и на основании этого сделать предположение об почти полной идентичности системы KOI-351 нашей Солнечной системе. В этом свете следует особо отметить, что система KOI-351 является первой в истории астрономии системой, которую можно считать изученной в достаточной мере и которая является почти полным подобием нашей собственной системы".
Evgeniy 07.12.2013 12:08 [Материал]
Зензиля, закономерность проявляется в подобии. И это не зависит ни от массы, ни от меры длины. Действительно, единица измерения – расстояние от Земли до Солнца. Но даже если измерять в других единицах (хоть в попугаях), подобие сохранится. Это всё равно, что менять масштаб изображения. Представьте, что сфотографировали Солнечную систему из глубин космоса, а потом уменьшили (увеличили) фото. Как измениться (в масштабе) астрономическая единица длины, так же изменятся и все другие расстояния до планет. Возьмите любую компьютерную астрономическую программу и покрутите ролик мышки. Дело в том, что в природе существует единая закономерность, которую наши учёные не замечают. Например, числа Тициус-Боде, Фибоначчи (Лернардо Пизанский) - это фрагменты этой закономерности, но их принимают за математические курьёзы. Если интересны подробности, смотрите Гл. 42. Гармония "золотого сечения".
Зензиля 06.12.2013 20:13 [Материал]
Но там же масса звезды не равна массе Солнца и последовательность может быть другой. Да и на таких расстояниях точность измерения орбиты...
Evgeniy 06.12.2013 20:00 [Материал]
"...обнаружила экзопланету, отстоящую от своей звезды на 650 астрономических единиц". Теоретически, эта планета должна находиться на удалении либо 521 а.е, либо 843 а.е., но не 650 а.е. Будем ждать уточнения.
alleader 06.12.2013 21:38 [Материал]