Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 190
Пользователей: 185
Новых: 5
Rutopia, Guest, Shinnn, бодр, sullen
Главная » 2013 » Декабрь » 20 » Сверхвысокое давление заставило соль "нарушить" правила химии
Сверхвысокое давление заставило соль "нарушить" правила химии

Американо-российские и европейские химики превратили обычную поваренную соль в химически "невозможное" соединение, молекулы которого организованы в экзотические структуры из разного числа атомов натрия и хлора.

Американо-российские и европейские химики превратили обычную поваренную соль в химически "невозможное" соединение, молекулы которого организованы в экзотические структуры из разного числа атомов натрия и хлора, сжав небольшую порцию соли до давления в 200 тысяч атмосфер, говорится в статье в журнале Science.

"Классическая химия не допускает существования таких молекул. По ее постулатам, все атомы подчиняются правилу октета — стремлению заполнить электронами всю внешнюю электронную оболочку для окислителей или потерять их для восстановителей, что их соединения стабильными. В данном случае это правило не исполняется", — заявил один из авторов статьи Вэйвэй Чжан из университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук (США).

Чжан и его коллеги под руководством Артема Оганова из Московского физико-технологического института (МФТИ) выяснили, что поваренная соль может "нарушать" один из фундаментальных принципов химии, изучая структуру кусочков соли, сжатых до 200 тысяч атмосфер при помощи алмазной наковальни в германском синхротронном центре DESY.

Группа Оганова испытывала работу нового источника рентгеновского излучения PETRA III, который позволяет изучать структуру веществ внутри подобных наковален. Ученые взяли простую поваренную соль и начали сжимать ее, наблюдая за изменениями в структуре кристаллической решетки при росте давления.

Когда ученые достигли отметки в 200 тысяч атмосфер, их ожидал сюрприз — однообразные кубические кристаллы соли из равного числа атомов хлора и натрия распались и превратились в экзотические молекулы — Na3Cl, NaCl3, Na7Cl и даже Na3Cl2. Как пояснил Оганов РИА Новости, все эти соединения не существуют в природе и не должны существовать, так как они нарушают сразу несколько фундаментальных принципов химии — в том числе правила зарядового баланса и октета, а также ионности связей и электроотрицательности.

"Эти соединения не несут никакой практической значимости и распадаются при нормальном давлении через пару минут. Тем не менее, мы открыли новый пласт химии и мы уверены, что нам удастся создать новые материалы с уникальным применением", — добавил Оганов.

По его словам, авторский коллектив уже подал заявку на патент на создание аналогичных "невозможных" веществ, которые будут обладать интересными электронными и оптическими свойствами. Кроме того, ученые планируют искать подобные соединения в недрах планет и звезд, где их существование может объяснить часть из тех физических процессов, которые мы не можем понять сегодня.
Категория: Наука | Просмотров: 1474 | Добавил: Insider | Теги: соль, химия, Сверхвысокое давление | Рейтинг: 0.0/| Оценить