/ Новости сайта / Наука и Технологии / Неандертальцы действительно хоронили своих мертвецов
23.12.2013

Неандертальцы действительно хоронили своих мертвецов

Оценка: 0.0    1621 0 Наука и Технологии
Наши «двоюродные братья», возможно, обладали символической культурой и были не так уж далеки по своему развитию от нас с вами.

С тех самых пор, как в яме, вырытой в пещере на юго-западе Франции в коммуне Ла-Шапель-о-Сен, был обнаружен хорошо сохранившийся, почти полный скелет неандертальца возрастом 50 тыс. лет, учёные не могли договориться, следует ли это считать преднамеренным захоронением.

Французские исследователи тринадцать лет потратили на повторное изучение пещеры и её окрестностей и теперь утверждают, что столетнюю дискуссию можно завершать: европейские неандертальцы действительно хоронили своих мёртвых.
Иллюстрация Dessin Emmanuel Roudier / CASAP.

Открытие, совершённое тремя братьями в 1908 году, полностью изменило подход к изучению доисторических людей. Археологи начали искать другие свидетельства неандертальских захоронений и в течение каких-то пяти лет в той же области нашли ещё девять предполагаемых могил. Сегодня в Европе (в том числе на Украине и в России) и на Ближнем Востоке (в Израиле, Палестине, Сирии и Ираке) известно более тридцати мест, которые претендуют на то, чтобы считаться захоронениями неандертальцев.

Захоронения на Ближнем Востоке относятся к тому времени, когда туземные неандертальцы вступили в контакт с людьми современного анатомического типа, и редко подвергаются сомнению. Но более древняя популяция европейских неандертальцев возникла за много тысяч лет до встречи с человеком разумным. Учёные неоднократно заявляли, что представления об особом отношении к мёртвым — результат небрежно выполненных раскопок. К тому же братья были католическими священниками. Более того, принципиально отрицается наличие у европейских неандертальцев символического или ритуального поведения.

Тем не менее за последнее десятилетие на стоянках среднего палеолита были обнаружены следы использования пигментов, в частности охры, и декоративных перьев, а также присутствие окаменевших раковин неместного происхождения (из чего вытекает вывод о высокой ценности этих предметов). Некоторые специалисты уверены, что всё это позволяет говорить о символической культуре европейских неандертальцев.

Поэтому возвращение археологов в Ла-Шапель-о-Сен выглядит логичным.

Вильям Рандю из Национального центра научных исследований и Седрик Боваль из компании Archéosphère (оба — Франция) признаются на сайте The Conversation: труднее всего было убедить научное сообщество в том, что стоянка, раскопанная 100 лет назад, могла бы пролить свет на поведение и обряды неандертальцев, связанные со смертью. Предстояло охарактеризовать археологический контекст комплекса пещер Буфья-Бонневаль, провести раскопки и проанализировать археологические слои каверны, которая была обитаема в тот же период и находилась всего в 50 м от знаменитой могилы. Затем следовало предложить альтернативную гипотезу о назначении, функции и возрасте этого места. Наконец, надо было создать оригинальный подход к проверке гипотезы о захоронении. Работа заняла очень много времени (археологи начали в 1999 году), но результаты превзошли все ожидания.

В 2011 году учёные получили разрешение возобновить раскопки в комплексе Буфья-Бонневаль впервые более чем за сто лет. Удалось найти кости ещё трёх неандертальцев (двух детей и одного взрослого) и связанные с ними предметы, которые показали, что пещера была обитаемой по крайней мере дважды в разные исторические периоды. Судя по останкам животных, одна группа охотилась на оленей, а другая — на бизонов.

Проведены также повторные раскопки той самой ямы, где был найден первый скелет. Хотя не сохранилось никаких следов использования инструментов, с помощью которых она могла быть вырыта, её размеры и форма, а также геологический анализ исключают естественное образование ямы.

Анализ останков, обнаруженных в 1908 году, показал, что они сохранились очень хорошо по сравнению с фрагментами костей животных, которые лежали на поверхности и потому выветрились и разложились. Это говорит о том, что тело очень быстро покрыли землёй. Даже если его когда-нибудь выкопали вновь, то очень нескоро.
Реконструкция неандертальца из Буфья-Бонневаль (изображение Musée de l'homme de Néandertal, La Chapelle aux Saints).

Разумеется, невозможно установить, какие мысли приходили в голову неандертальцам. Но кажется очевидным, что если они хотели просто избавиться от тела, то могли оставить его снаружи на съедение животным. Это было бы намного проще, чем копать сравнительно глубокую яму. Неандертальцы потратили много времени и сил, занимаясь тем, в чём не было совершенно никакой необходимости: едва ли их выживание зависело от сохранности останков этого старика.

Более того, об этом индивиде позаботились не только после его смерти. Он скончался в возрасте 40–50 лет (глубокая старость по тем временам), страдая от остеоартрита, который согнул его пополам, проблем с бедром и практически полного отсутствия зубов. Скорее всего, он с трудом передвигался самостоятельно и, в общем, был бесполезен. Тем не менее его продолжали кормить.

Учёные заключают, что европейские неандертальцы обладали не только весьма развитыми когнитивными способностями, но и эмпатией. В целом они были не так уж далеки от нашей с вами человечности.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подготовлено по материалам The Conversation.