Выбор фона:
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Что дети думают о чудесах на самом деле
29.12.2013

Что дети думают о чудесах на самом деле

Оценка: 1.0    1959 1 Наука и Технологии
20:16
На этой неделе все мы будем наблюдать за столкновением темноты и холода с теплом и светом фантазий, вымысла и волшебства — от Санты до Скруджа, от Дедушки-Времени и Новогоднего младенца до трех волхвов. Дети будут слушать сказки о громах, эльфах и волшебных кольцах, сидя перед старомодным камином, или смотреть их на новомодных экранах.

Но как на самом деле дети относятся к чудесам? Традиционная точка зрения гласит, что дети не могут провести грань между реальностью и воображаемым миром, фактами и фантазиями. Тем не менее, недавно ученым Жаклин Вулли (Jacqueline Woolley) из Техасского университета и Полу Харрису (Paul Harris) из Гарварда удалось доказать, что маленькие дети воспринимают чудеса удивительно замысловатым образом.

К примеру, доктор Вулли показала дошкольникам коробку с карандашами и пустую коробку. Она предложила им представить, что пустая коробка на самом деле была полна карандашей. Дети с энтузиазмом начали фантазировать и притворяться, но при этом они не забывали говорить, что, если кому-то действительно понадобятся карандаши, то нужно открыть настоящую коробку, а не воображаемую.

Даже дети младшего возраста способны провести своего рода метафизическую границу между двумя мирами. Один из них — это реальный мир с его наблюдаемыми событиями, неопровержимыми фактами и причинно-следственными связями. Второй мир — это мир притворства и возможностей, выдумки и фантазий.

Дети хорошо понимают разницу между этими мирами. Они знают, что их любимый воображаемый друг на самом деле не существует и что ужасный монстр, живущий в туалете, это всего лишь выдумка (хотя это не делает их менее любимыми или ужасными). Но при этом дети проводят гораздо больше времени, чем мы, в размышлениях о событиях воображаемого мира. Они не путают мир фантазий и реальный мир, они просто предпочитают чаще находиться в мире чудес.

Почему дети проводят столько времени в мире своих фантазий? Просто мы, люди, удивительно хорошо умеем представлять себе иные миры и события, происходящие в них. Философы называют это «контрфактуальным» мышлением, и оно является одной из наших самых ценных способностей.

Ученые пытаются выяснить, что могло бы случиться, если бы физический мир был иным, а писатели пытаются представить себе, что могло бы случиться, если бы другими стали социальный и психологический миры. Научные гипотезы и произведения литературы рассматривают последствия на первый взгляд незначительных изменений в наших моделях мира, в то время как мифология рассматривает последствия более масштабных перемен. Но фундаментальные основы психологии остаются неизменными. И маленькие дети тренируют этот мощный вид мышления в своих ежедневных ролевых играх.

Чтобы ученые, писатели и 3-летние дети достигли успехов в контрфактуальном мышлении, они должны сохранить способность проводить четкую грань между воображаемыми способностями и реальностью.

Однако в процессе роста дети начинают думать, что эту четкую грань можно пересекать. Они признают возможность «реального» чуда. Дети, как и взрослые, допускают, что каким-то образом законы причинно-следственной связи могут быть нарушены и что существа из воображаемого мира могут появиться в реальном мире. Доктор Харрис провела эксперимент, в ходе которого детям предлагалось представить себе, что в коробке вместо карандашей сидит монстр. Дети говорили, что монстр был ненастоящим, но когда экспериментатор вышел из комнаты, они постарались отойти от этой коробки подальше — на всякий случай. Фигура Санта-Клауса может вводить в заблуждение, потому что он является выдумкой, которая, тем не менее, оставляет, видимые следы своего пребывания в реальном мире — в виде исчезающих печений или подарков.

Великим концептуальным достижением науки стало отрицание этой второй разновидности волшебства, которая связывает реальность и воображаемый мир, независимо от того, воплощается ли он в религиозном фундаментализме или суевериях Нью Эйдж. Но в то же время, ученые и деятели искусства, подобно 3-летним детям, едины в своем приятии одновременно и реальности, и воображаемых возможностей, а также своей способности проводить между ними четкую грань. Нет никакого противоречия в том, чтобы воспевать волшебство фантазий, мифов и метафор и одновременно чествовать достижения науки. Контрфактуальное мышление является неотъемлемой составляющей науки, которая требует и ценит воображение не меньше, чем литература и искусство.

 
Источник:  http://www.inosmi.ru


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 1

-1  
ё-моё 29.12.2013 21:28 [Материал]
Уж лучше греть ся рядом со старомодным камином
(жЫвое тепло и для здоровья полезнее)
чем находить ся рядом с новомодным экраном
(в детские мозги "злольют" кучу выдуманных иллюзий и страхов этого мира)

Какое вос Питание - таков и ребЁнок!
ЗдоровЪ Я Вам и Вашим детишкам!
smile
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Солнце может обладать сознанием
Люди находятся в электрическом поле планеты, а не звезды.
Так что сознанием может обладать са (от topzz)

Биолог утверждает, что Солнце может обладать сознанием
Солнце есть Отец всего на Земле сущего. (от АМОЗОВ)
Биолог утверждает, что Солнце может обладать сознанием
Из за таких дураков как ты мы досих пор и ненашли разум во вселенной -потмоу что для таких дураков к (от ranon)
Биолог утверждает, что Солнце может обладать сознанием
О ты прав приятель - а давай его сожгем на костре а? Идея проверенная -  рабочая - научная. Давай? (от ranon)