/ Новости сайта / Археология / Палочка смерти: учёные нашли в древних могилах возбудитель «чумы Юстиниана»
31.01.2014

Палочка смерти: учёные нашли в древних могилах возбудитель «чумы Юстиниана»

Интернациональная команда учёных нашла в зубах скелетов VI века следы бактерии Yersinia pestis. Исследователи считают, что её разновидность могла вызвать «чуму Юстиниана», которая опустошила Средиземноморье и некоторые части Европы в VII-VIII веках. При этом вызвавшая древнюю эпидемию разновидность бактерии ныне исчезла с лица земли, сообщает The Lancet.

По версии учёных, Yersinia pestis «вызвала как минимум три пандемии чумы». Из этих эпидемий наиболее известны две последние, а именно «Чёрная смерть», опустошившая Русь и Европу в XIII веке, и «Великая чума», которая стала причиной массовой гибели людей в XIX веке в Индии и Китае.

В этот раз исследователи из США, Канады и Австралии попытались выявить возбудителя первой эпидемии - «чумы Юстиниана». Она пришла в Европу с Востока в VI веке и могла уничтожить до 50 млн человек.

Для выявления патогена учёные взяли несколько зубов из раскопов на кладбище Байюваренринг в Германии. Кладбище было обнаружено местными фермерами на значительном расстоянии от древнего поселения. В некоторых могилах были найдены останки сразу нескольких людей VI века. Археологи предположили, что в подобных могилах хоронили именно жертв чумы, и передали останки биологам.

Специалисты вскрыли зубы погибших от чумы людей и обнаружили в них пульпу с фрагментами крови. Это позволило провести анализ. В крови была обнаружена ДНК уже знакомой им Yersinia pestis.

Возможный возбудитель «чумы Юстиниана» оказался «дальним родственником» бактерий, которые вызвали «Чёрную смерть» и чуму в XIX веке. «В современном мире нет такой разновидности бактерии. Этот тип бактерии либо исчез, либо не выявлен у современных видов», - отмечают исследователи.

Чума Юстиниана

Эпидемия чумы обрушилась на Европу в конце VI века. Инфекция, скорее всего, передалась человеку от крыс и других грызунов. Она распространялась в первую очередь в крупных городах и посёлках, где были большие скопления людей. В Константинополе по улицам разъезжали телеги, которые собирали умерших. Эпидемия поражала бедняков и знатных людей: сам император Юстиниан был болен, но смог вылечиться.

Болезнь «прошла» всю Византийскую империю, а затем через порты Средиземноморья распространилась на север. Считается, что именно эта эпидемия чумы привела к запустению многих поселений на территории современных Германии и Франции. Болезнь также проникла в южную часть Британского архипелага, что якобы облегчило её завоевание германскими племенами.

Источник:  http://russian.rt.com

deeaz 03.02.2014 23:36 [Материал]
Нех вообще могилы вскрывать, ничего святого нет у этих архиологов.
Leshii_4x4 02.02.2014 05:48 [Материал]
А чем лечили? Чем Юстиниан вылечился?
Anatolь 01.02.2014 14:48 [Материал]