/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Пленники вечной мерзлоты
08.03.2014

Пленники вечной мерзлоты

Оценка: 5.0    1692 1 Природные катаклизмы
Недавно обнаруженный в Сибири гигантский вирус сохранил жизнеспособность после 30 тыс. лет пребывания в вечной мерзлоте. Ученые опасаются, что глобальное потепление может выпустить на свободу вирусы, которые могут представлять опасность не только для амеб.

Елизавета Ривкина, заведующая лабораторией криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения в Пущино вместе с французскими коллегами в районе Колымской низменности обнаружила вирус, который получил название Pithovirus sibericum. Размер капсида составляет 1,5 мкм, что на 0,5 мкм превышает размер бывших «вирусных рекордсменов». Эти вирусы имеют внешнее сходство, однако геном обнаруженного образца существенно меньше - всего 600 тыс. пар нуклеотидов, которые кодируют лишь 467 белков, тогда как у двух видов современных вирусов того же рода ДНК состоит из 1,9 и 2,5 млн пар нуклеотидов, которые кодируют 1000 и 2500 белков соответственно. Ученые предположили, что новый гигант может быть представителем некогда широко распространенной группы вирусов - паразитов амеб.

Именно благодаря амебам удалось установить, что после такой долгой спячки вирус все еще активен. Амебы принимают вирус за бактерию, а когда он оказывается у них внутри, то хищник становится жертвой и своего рода инкубатором для воспроизводства новый вирусных частиц. Другие известные ученым вирусы-гиганты также паразитируют на амебах. Однако в прошлом году в крови 11-месячного мальчика были обнаружены следы ДНК Marseillevirus, еще одного вируса-гиганта. Также существует гипотеза, что мимивирус (Acanthamoeba polyphaga mimivirus) может вызывать пневмонию. У некоторых больных пневмонией были обнаружены антитела к мимивирусу, однако сам вирус ни у одного из исследованных пациентов до сих пор выделить не удалось.

Ученые пока что не бьют тревогу, но опасаются, что из-за потепления климата скрытые в вечной мерзлоте долгие годы микроорганизмы могут попасть в окружающую среду и никто не знает, каковы будут последствия. Профессор Клавери, который в 2003 году открыл первый гигантский вирус мимивирус, считает, что возможно, оспа исчезла только с поверхности земли, но теоретически может сохраниться в ее недрах: «Мы не знаем что там, в вечной мерзлоте. И мы должны быть осторожны, занимаясь геологоразведкой и добычей полезных ископаемых, особенно в районах с вечной мерзлотой».

Koriona 08.03.2014 23:57 [Материал]