Земля. Хроники Жизни.

Статистика

Онлайн всего: 252
Пользователей: 239
Новых: 13
solnce2014, Donh, SOLUM, aphopis1985, Линк, Pjhon108, Dum, aijaSSS, Lilu, Sarrion, bond, laxe, LOG
Главная » 2014 » Март » 17 » Вулканы становились пристанищем жизни во время ледниковых эпох
Вулканы становились пристанищем жизни во время ледниковых эпох

Учёные давно задавались вопросом, каким образом некоторым видам растений и животных удавалось пережить ледниковые периоды и ледниковые эпохи. (К слову, последняя из эпох оледенения достигла своего максимума около 20 тысяч лет назад.)

Международная команда исследователей во главе с доктором Керидвен Фрейзер (Ceridwen Fraser) из Национального австралийского университета (Australian National University) и доктором Алексом Тераудсом (Aleks Terauds) из австралийского Отдела Антарктики (Australian Antarctic Division) изучала биоразнообразие Антарктиды в районах вулканической активности и так называемых "горячих пород" (природных радиоактивных гранитов). Целью работы было доказать, что эти геотермальные области могли поддерживать жизнь даже во время ледниковых максимумов.

Обыватели привыкли считать Белый континент практически безжизненным, но это далеко не так. На самом деле кроме 4 видов пингвинов и нескольких видов других птиц, среди его обитателей насчитывается 70 видов беспозвоночных (например, клещи, тихоходки, коллемболы). Флора Антарктиды представлена двумя видами цветковых растений, мхами, микроскопическими грибами и водорослями, а также лишайниками, которых насчитывается, по крайней мере, 300 видов. Многие из них для выживания нуждаются в свободной ото льда суше.

Учёные проанализировали почти 39 тысяч описаний антарктических видов сделанных разными исследователями за всю историю наблюдений на материке. Растения и животные были рассортированы территориально в зависимости от близости к геотермальным источникам.

Мхи, лишайники и другие формы жизни процветают вокруг вулканических фумарол на Южных Сандвичевых островах недалеко от Антарктиды (фото Peter Convey/ Australian Antarctic Division).

Для дальнейшего анализа исследователями были отобраны 9 из 16 действующих вулканов Антарктиды. Очевидно, что подогреваемые ими окрестности (геотермальные области) содержат множество привлекательных для флоры и фауны мест обитания, таких как тёплые участки земли и водоёмы, паровые поля, фумаролы (трещины и отверстия в кратерах, на склонах и у подножия вулканов) и ледяные пещеры, образованные паром. Кроме этого учёные выделили и другие области материка, для которых было отмечено наибольшее разнообразие видов.

Все рассматриваемые в исследовании участки суши были удалены от побережья не более чем на 200 километров. То есть все они находятся примерно на одной и той же высоте над уровнем моря.

Для описания биоразнообразия в радиусе 100 километров вокруг каждого вулкана и других рассматриваемых участков учёные создали целый набор моделей, которые учитывают множество параметров, таких как температура, географическое положение, размер геотермальной области и ряд статистических показателей.

Облака вулканического пара на Южных Сандвичевых островах создают благоприятные условия для существования различных форм жизни на подогреваемых склонах (фото Peter Convey/Australian Antarctic Division).

В итоге этой кропотливой работы специалисты убедились в том, что по мере приближения к геотермальным источникам увеличивается число видов. Также они нашли подтверждение того, что во времена наступления ледников растения и животные сохранялись именно вблизи вулканов, а затем, с потеплением климата, вновь расселялись по пригодным для жизни территориям.

В пресс-релизе австралийского Отдела Антарктики сообщается, что пока достоверные результаты были получены в основном для растений. Учёные связывают это с нехваткой данных по животным и планируют продолжить исследование в данном направлении.

Специалисты уверены, что их модель может быть применена не только для вулканов Антарктиды, но и к другим геотермальным источникам, которые находились в зоне оледенения нашей планеты и помогали сохранять видовое разнообразие в периоды наступления ледников.

Более подробно с результатами исследования и выводами учёных можно ознакомиться в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Категория: Вулканы | Просмотров: 753 | Добавил: АМОЗОВ | Рейтинг: 0.0/| Оценить |Источник:http://www.vesti.ru