Пытки и голод – так чаще всего характеризуются реалии печально известной американской тюрьмы в Гуантанамо. Похоже, что впервые в истории американским военным придётся отчитываться за свои действия в Гуантанамо в федеральном суде. Участвующий в голодовке заключённый Эмад Хассан подал иск против президента США Барака Обамы, чтобы тот прекратил жестокую практику насильственного кормления в тюрьме. Адвокаты тяжело больного гражданина Йемена заявляют, что он подвергался такому кормлению более пяти тысяч раз и что к нему применялась разновидность средневековой пытки водой.

«За короткий период времени в него вливали очень большие порции жидкости через трубки, которые вставляли в нос. Возможно, около двух с половиной литров за 30 минут дважды в день. Это очень болезненная процедура», - рассказывает адвокат заключённого Джон Эйзенберг.

Пытка водой была широко распространена во времена испанской инквизиции. Во время Второй мировой войны её применяли японские военные – по иронии судьбы, против американцев.

«Это та же самая пытка, но только с технологиями 21-го века. Теперь это делают не инквизиторы с ведрами, а врачи и медсестры с помощью зонда для принудительного кормления. Очень часто к питательным веществам подмешивают слабительное, что заставляет заключённых испражняться во время принудительного кормления. После этого им не разрешают вставать со стула в течение двух часов, и они вынуждены сидеть в своих собственных фекалиях», - описывает Эйзенберг методы американского «правосудия».

Тридцатичетырёхлетнего Хассана удерживают в Гуантанамо уже 12 лет без предъявления обвинения. Семь лет назад Хассан начал голодовку в знак протеста против незаконного содержания под стражей. Есть мнение, что американские военные намеренно сделали принудительное кормление более болезненным, чтобы заставить его и других заключённых отказаться от голодовки - единственной формы мирного протеста, которую они могут себе позволить.

«Они закачивают жидкость так быстро, что людей начинает рвать прямо на себя. Всё это продолжается в тюрьме и сегодня», - рассказывают жертвы пыток.

Но теперь должен быть положен конец тому, что США даже не признают. Такой поворот событий поистине можно назвать оруэлловским. Руководству Гуантанамо запретили употреблять слово «голодовка». Вместо этого любой заключённый, отказывающийся принимать пищу, будет рассматриваться как «соблюдающий длительный нерелигиозный пост».

Это стилистическое новшество возникло в ходе переименования стандартных оперативных процедур Гуантанамо, которые теперь носят очень удобное название: «лечение заключённых с недостаточным весом». Одним из первых об этом сообщил журналист Джейсон Леопольд. По его словам, принудительное кормление теперь называется энтеральным питанием, а американские власти отныне не обязаны раскрывать информацию о числе участвующих в «соблюдении длительного нерелигиозного поста». Единственное пока исключение - Эмад Хассан. Его история будет рассказана в зале суда.