/ Новости сайта / Космос / Ученые изучили механизм формирования сильнейших вспышек на Солнце
31.03.2014

Ученые изучили механизм формирования сильнейших вспышек на Солнце

Когда произойдет следующая серьезная вспышка на Солнце? Сколько вреда она может причинить линиям электропередач и спутникам? Это – важные вопросы для тех, кто занимается изучением Солнца для защиты нашей инфраструктуры, однако при этом нам нужно многое учитывать, когда речь идет о прогнозах космической погоды.

На данном видео показаны магнитные линии, которые, сливаясь на поверхности Солнца, в конце концов привели к извержению вещества, количество которого в 35 раз превышало размер нашей планеты, и выбросу огромного количества энергии. Съемка велась в 2012 году. Именно такие энергетические вспышки могут достигать атмосферы Земли и становиться причиной северных сияний и всплесков напряжения.

Ученые и раньше создавали модели, в которых следили за образованием подобных вспышек, однако впервые этот феномен удалось «поймать» в действии. В этом ученым помогла Обсерватория Солнечной Динамики (Solar Dynamics Observatory) NASA.

Модели вспышек показывают то, как они обычно происходят среди деформированных магнитных полей, показывая, что линии могут «разъединяться и соединяться вновь, скользя и перекручиваясь вокруг друг друга», - отмечает Кембриджский Университет. До того, как происходит вспышка, линии магнитных полей поднимаются, формируя арку над поверхностью Солнца (фотосферой). Этот феномен называется (photosphere).

"В гладкой, незапутанной дуге магнитная энергия находится на низком уровне, однако линии запутаются естественным образом, во время движения относительно друг друга”, - говорится в описании к ролику. "Причиной этого движения становится вытеснение их снизу мощными конвекционными течениями, которые поднимаются и опадают под фотосферой. По мере того, как движение продолжается, запутанность линий магнитного поля приводит к тому, что магнитная энергия растет”.

Когда эта энергия достигает достаточно высокого уровня, линии выпускают ее, создавая солнечную вспышку и извержение коронарной массы, - выброс вещества с поверхности Солнца. Это видео было сделано во время наблюдений за вспышкой X-класса – сильнейшего по мощности, - и ученые не могут сказать наверняка, что во время других видов вспышек все происходит так же.

Это исследование было опубликовано в журнале Astrophysical Journal. Оно проводилось под руководством Ярослава Дудика (Jaroslav Dudik), исследователя из Кембриджского Университетского Центра Математических Наук.