/ Новости сайта / Тайны истории / Семь гениальных идей, явившихся во сне
04.04.2014

Семь гениальных идей, явившихся во сне

Оценка: 0.0    4332 0 Тайны истории
По статистике, современный человек спит меньше, чем необходимо организму, из-за чего растет процент нервных расстройств и неврозов. Кроме того, сон — это не только необходимый для организма отдых, но и возможность найти верное решение, идею или ответ на сложный вопрос.

Народная мудрость гласит: утро вечера мудренее. И наука подтверждает тот факт, что порой многочасовая непрерывная работа не дает желаемых результатов, сбивая с пути. Во время же сна мозг продолжает непрерывно работать, форматируя полученные данные: вся лишняя информация отбрасывается, а важные данные логически структурируются. Порой во сне приходят и гениальные идеи.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА

Пожалуй, самый известный случай великой идеи, пришедшей во сне. Якобы эту версию открытия таблицы распространял среди студентов профессор А.А.Иностранцев, в качестве примера психологического влияния интенсивной работы на мозг человека. Однако ошибочно полагать, что гениальное решение, изменившее весь ход науки, так просто далось ученому. Свою таблицу химических элементов Менделеев обдумывал не один год, но долго не мог представить их в виде логичной и наглядной системы. «Все в голове сложилось, а выразить таблицей не могу» — говорил великий ученый, часто работающий «без сна и отдыха». Незадолго до открытия таблицы, вернее, системного ее обобщения, Менделеев проработал трое суток подряд, когда же закрыл глаза, увидел во сне несколько недостающих элементов и схему их расстановки. Проснувшись, Менделеев тут же записал увиденное на клочке бумаги. Известно, что сам химик не очень любил, когда вспоминали историю про приснившуюся таблицу: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово».

ФОРМУЛА БЕНЗОЛА

Впервые строение бензола удалось установить в 1865 году немецкому химику Фридриху Августу Кекуле. К тому времени уже получилось синтезировать бензол, однако точная формула вещества была неизвестна. Циклическую структурную формулу бензола, имеющую вид правильного шестиугольника, Кекуле увидел во сне: формула бензола явилась в виде змей, кусающих друг друга за хвост. По одной из версий, на эту мысль его навел перстень в виде двух сплетенных змей из золота и платины, по другой – узор персидского ковра. Проснувшись, Кекуле провел остаток ночи за разработкой гипотезы и заключил, что структура бензола представляет замкнутый цикл с шестью атомами углерода. Интересно, что несколькими годами ранее химик уже видел странный сон, задремав в омнибусе в Лондоне, где он занимался анализом лекарственных препаратов. Тогда в полудреме перед Кекуле предстали «атомы, резвящиеся на глазах. Два небольших атома объединялись в пары, и больший принимал тех, что поменьше. Другой более крупный держит еще три или четыре более маленьких». Проснувшись, ученый заключил, что атомы углерода могут соединяться в длинные цепочки. Считается, что этот сон заложил основы органической химии.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ДРОБИ

Современный способ производства дроби изобрел Уильям Уоттс, слесарь-водопроводчик из Бристоля, в 1872 году. Уоттсу приснился сон: он идет под дождем, но вместо капель воды на него падают свинцовые шарики. Тогда слесарь решил провести эксперимент, расплавив небольшое количество свинца и выплеснув его с колокольни в бочку с водой. Когда Уоттс вылил из бочки воду, то обнаружил, что свинец затвердел в виде небольших шариков. Оказалось, что во время полета капли свинца приобретают правильную круглую форму и твердеют. До открытия Уоттса производство свинцовых пуль и дроби для ружей было чрезвычайно затратное, долгое и трудоемкое дело. Свинец раскатывали в лист, который затем разрезали на кусочки. Или же дробь отливали в формах, каждую по отдельности.

АРМЯНСКИЙ АЛФАВИТ

Необходимость в национальном алфавите возникла в Армении в 301 году нашей эры, после принятия христианства. Именно над этим стал усиленно трудиться Месроп Маштоц – миссионер и проповедник христианства, впоследствии причисленный армянской церковью к лику святых. Столкнувшись с трудностями во время проповедей, когда ему одновременно приходилось быть и чтецом и переводчиком, иначе его никто не понимал, решил изобрести письменность для армянского языка. Для этих целей Месроп отправился в Месопотамию, где изучил разные алфавиты и письменности в библиотеке в городе Эдесса, однако никак не мог представить все в виде системы. Тогда Месроп стал молиться, после чего увидел сон: руку, пишущую на камне. «Камень же, подобно снегу, сохранял следы начертаний». После видения проповеднику окончательно удалось расставить письмена по порядку и дать им названия. Созданный Маштоцем армянский алфавит используется и сегодня практически без изменений. Нынешний алфавит состоит из 39 букв.

АН-22 «АНТЕЙ»

Конструкция советского самолета-гиганта, а именно идея его хвостового оперения, пришла авиаконструктору Олегу Антонову, по его собственному признанию, во сне. Конструктор долго рисовал, чертил, пытался применить особый подход, но ничего не получалось. «Однажды ночью, во сне, перед моими глазами четко обрисовался хвост самолета, необычный по форме». Сон был настолько неожиданным, что конструктор проснулся и зарисовал на клочке бумаги необычную конструкцию. Проснувшись утром, Антонов не мог понять, почему идея не приходила ему в голову раньше. Так в СССР появился первый в мире широкофюзеляжный самолет, установивший более 40 мировых рекордов.

ИНСУЛИН

Идея выработки гормона инсулина, который уже 80 лет спасает жизни больных сахарным диабетом, пришла канадскому физиологу Фредерику Бантингу во сне. Бантинг был одержим идеей победить диабет, его друг детства скончался от этой болезни в юном возрасте. К тому времени, диабет был уже изучен, известна была и роль инсулина в лечении заболевания, однако до сих пор синтезировать инсулин никому не удавалось. Однажды Бантинг наткнулся на статью в одном медицинском журнале о связи диабета и поджелудочной железы, после чего, проснувшись среди ночи, ученый сделал запись: «перевязать протоки поджелудочной железы у собак. Подождать шесть–восемь недель. Удалить и экстрагировать». После этого сна Бантинг проводил эксперименты на собаках: 27 июля 1921 года собаке с удаленной поджелудочной железой ввели экстракт атрофированной поджелудочной железы другой собаки. Собака выздоровела, уровень глюкозы в ее крови снизился до нормального. Чуть позже Бантингу удалось получить инсулин из бычьей поджелудочной железы, и в 1922 году инсулин был впервые использован для лечения сахарного диабета у человека: Бантинг сделал инъекцию тяжело больному 14-летнему мальчику Леонарду Томпсону и тем самым спас ему жизнь. За свое открытие Бантинг получил Нобелевскую премию.

Созданное компьютером изображение: шесть молекул инсулина ассоциированы в гексамер.

СТРУКТУРА АТОМА

Основоположник атомной физики, датский ученый Нильс Бор в 1913 году сделал открытие, изменившее научную картину мира, и принесшее самому автору мировое признание. Ученому приснилось, будто он находится на солнце из горящего газа, вокруг которого вращаются планеты, связанные с ним тонкими нитями. Внезапно газ затвердел, а солнце и планеты уменьшились. Проснувшись, Бор осознал, что только что увидел во сне структуру атома: его ядро предстало в виде неподвижного солнца, вокруг которого вращались «планеты» — электроны.