Земля. Хроники Жизни.
Главная | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 22.10.2017, 03:48
Приветствую Вас Гость |Личные сообщения() ·| PDA | RSS
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Аномалии [3016]
Атмосфера [1309]
Археология [4097]
Авторские статьи [487]
Вулканы [2921]
Война [1012]
Гипотезы [5908]
Другое [6693]
Животные [2204]
Землетрясения [4126]
Засуха [352]
Избранное [288]
Климат [3128]
Космос [9411]
Карстовые провалы [461]
Круги на полях [488]
Медицина и здоровье [1671]
Наука [9406]
НЛО [4230]
Наводнения [3008]
Океан [726]
Оползни [584]
Пожары [792]
Прогноз [1204]
Политические факторы [3485]
Предсказания и пророчества [686]
Радиация [621]
Солнце [1882]
Стихия [3009]
Сверхъестественное [1606]
Технологии [5144]
Тайны истории [4649]
Ураганы [2786]
Факторы и аварии [7828]
Хочу все знать [29]
Этот безумный мир [1376]
Экология [1309]
Эпидемии [967]
Эксклюзив [307]
Разговоры у камина
Статистика

Онлайн всего: 81
Пользователей: 80
Новых: 1
Grandessa
Главная » 2014 » Апрель » 21 » В каждой сказке есть доля сказки
01:32
В каждой сказке есть доля сказки

С самого раннего детства нам рассказывали о Тридевятых Царствах, Тридесятых государствах, Курочках-Рябах, Колобках, Козах-Дерезах, Змеях Горынычах и прочих Кащеях Бессмертных. Потом мы выросли и, оказалось, что все это – вымысел. Или… нет? Быть может, вся проблема в том, что мы не умеем читать сказки правильно? Тогда что же скрывается за милыми и добрыми сюжетами, знакомыми с детства? Классик писал «Сказка – ложь, да в ней намек». Корреспондент «Сегодня» попытался разобраться в этих «намеках».

Запомните две вещи. Во-первых, сказка – не миф. Миф претендует на достоверность, а сказка тяготеет к вымыслу. Во-вторых, детские сказки – совсем не детские. Они вполне взрослые, серьезные и маскируют вещи, от которых цивилизация избавилась, частично – заменила, но забыть не смогла. Впрочем, гипотез происхождения сказок очень много. Поэтому мы, обложившись научными трудами, обратились за помощью к старшему научному сотруднику Отдела фольклористики Института искусствоведения им. Максима Рыльского НАН Украины Татьяне Николаевне Близнюк, которая помогла выбрать самые интересные версии. Этот материал – далеко не полная история украинской сказки. Зато очень интересная.

КОЛОБОК. Жили-были дед и баба и решили они слепить Колобка. Наскребли по сусекам, замесили тесто, засунули хлебный шар в печь, поставили остыть – а он сбежал. И от бабы с дедом, и от зайца, и от волка, и от медведя. А потом встретил лису и был съеден.

Колобок – одна из самых известных сказок, поэтому о ней написано огромное множество работ.

Многие исследователи считают, что таким образом наши предки замаскировали… календарь. Логика тут проста. Дед и баба слепили его из остатков муки. Когда заканчивались припасы? В конце зимы. Тогда же из-за туч выходило солнце. Поэтому Колобок постоял на окошке – да и покатился. Сначала – к зайцу, меняющему шкурку с зимне-белой на весенне-серую. Потом – к волку, символизирующему весну из-за начала брачного периода. Далее – к медведю, который был летом (брачный период и пик производства меда). И, наконец, к рыже-осенней лисе. Лиса же съела колобка, как осень закрывает солнце тучами, готовясь к зиме. А на следующий год родится новый Колобок, который пройдет тот же путь. По сути – квинтэссенция теории Джеймса Фрейзера об умирающем и воскресающем боге.

Советский лингвист, профессор Татьяна Цивьян в работе «Роковой путь Колобка» рассматривает глагол «катиться» и доказывает, что Колобок был обречен. Потому что катиться можно только вниз, а внизу, согласно мировоззрению славян, находился подземный мир. То есть, смерть.

Славист и фольклорист Никита Толстой задается другим вопросом: почему был съеден Колобок? И приходит к неожиданному ответу: Колобка защищала… песенка. Которая, на самом деле, была «текстом творения», одним из наиболее сильных оберегов. Колобок рассказывал зверям историю своей жизни, а лиса не дала ее закончить, сломала оберег и съела поскребыша. В качестве примера он приводит балканский фольклор о вурдалаках, которые превращались в красивых парней и поедали молоденьких девушек. Одна девушка, наученная матерью, распознала вурдалака. Чудовище преследовало ее до самого дома, но у двери его остановила мать, которая читала оберег: рассказывала, как создается одежда. Мол, «дочь не может выйти, потому что собирает льняное семя, потом покупает землю, сеет лен…» Вурдалак не мог сломать оберег, потому стоял под дверью до первых петухов, а потом сбежал к себе в могилу.

kolobok

РУКАВИЧКА. Потерял как-то дед рукавичку. Ее нашли зверюшки и сделали себе домик, пока не объявился медведь, которого рукавичка и не выдержала – лопнула.

Украинский исследователь Виктор Давидюк называет подобные сказки «кумулятивными», они нагромождают подробность за подробностью – и все это приводит к какому-то результату. К кумулятивным сказкам относится и «Колобок», и «Коза-Дереза», и «Курочка-Ряба» и множество других. Но «Рукавичка» особенно интересна, ведь она – сказка-предупреждение и охотничий справочник.

Главное – последовательность зверей. Сначала в рукавичку, потерянную в начале весны, находит мышка. В марте-апреле полевки вылезают из своих норок и могут съесть оскудевшие за зиму запасы зерна. Затем – май-июнь, пик «жабьих концертов». Вода прогревается, у большинства зверей – линька, их мех непригоден. В июле в села массово бежали зайцы с зайчатами, а значит их можно ловить голыми руками. В июле-августе свой выводок на обучение выводят лисы. Потому она и «сестричка», потому что к осени выводок распадется, лисы будут охотиться в одиночку. Далее – волчок, ведь волки выходят всем выводком в сентябре. В ноябре начинается гон у диких кабанов, это значит, что выходить в лес опасно. И, наконец, в начале зимы можно встретить медведя-шатуна, который, разрывая рукавичку, показывает: я не впадаю в спячку, поэтому, охотник, будь осторожен.

ryka

ДОВГОМУДРИК. Лис прокрался в хату и украл курей, а дед, вместе с раком, петушком, желудем, лычком, палкой и кизячком, решили ему отомстить и шкурку его себе забрать.

«Довгомудик» - это лис. Наши предки очень часто, дабы не спугнуть или не обидеть зверя, называли его эвфемизмами. Так появился и волк (от слова «волочь, волок») и «медведь» (ведает, где мед) и многие другие. И сказка «Довгомудик» интересна тем, что это прямое описание охоты на лиса.

Пришли дед с друзьями к хате довгомудика – то есть к лисьей норе, - а она пустая. И дальше приводится определенная последовательность действий. Желудь полез в печь, кизячок лег на порог, лычко (лыковая веревочка) – под порогом, палочка – на чердак, рак в помойную яму, петушок – на жердочку, а дед – на печь лег. На самом деле, лисья «хатка» - это обычная нора. Поэтому «помойная яма» - обычная яма с водой, «чердак» - поверхность над норой, а печь – холмик у норы. Дальше – обычный механизм. Горящий желудь трещит и пугает зверя, зажженный кизячок его выкуривает, а лычко – это лисья петля. Палочкой же охотник забивает зверя.

О КОТИКЕ И ПЕТУШКЕ. Жили-были два друга – котик и петушок. Потом пришла лиса, похитила котика – и спрятала его. Взамен котик выманил ее детей-лисят, посадил их в торбу, а сам спас друга.

Сказка о котике и петушке тоже относится к разряду «охотничьих сказок». Но непростых, а магических, ведь в ней показаны и обереги, и обряды, и манки на зверей. Вначале лиса выманивает петушка «золотой пшеницей, медовой водицей». А петушок сидит на печи – древнем символе безопасности. И не должен отвечать, но все же отвечает: ток-ток, не велел коток. Тем самым он ломает оберег печи и лиса узнает, где он. Затем она его похищает и несет к себе в дом. В литературной сказке котик играет на скрипочке, но в оригинале он использует бандурку. «Бандурка» - это маленький, тщательно сделанный лук с тетивой из кишок животных, который использовался в качестве манка. Котик играет на одной струне и выманивает лисят, читая охотничью песенку, которую наши предки использовали для заклинания зверей и удачной охоты. Кроме того, в этой сказке есть и представления древних о местонахождении загробного мира. Когда лиса похищает петушка, он кричит котику: «несет меня лиса за далекие горы, за бескрайние реки». То есть, по сути, рассказывает, что вот-вот погибнет, потому что описывает дорогу в загробный мир.

lisa

ИВАШКО - МЕДВЕЖЬЕ УШКО. В «мягкой» версии этой сказки женщина рожает сына по имени Ивашко от медведя. Сын вырастает богатырем с медвежьими ушками, отправляется на поиски приключений, борет старика и женится на его дочери. В более «взрослом» варианте девушка, не послушавшись отца, сбегает в лес. Там ее ловит медведь и она рожает сына Ивана с медвежьими ушами, затем сбегает обратно в село, а медведя, который ищет жену и сына, убивают (по разным версиям) селяне, либо собственный сын.

Это – типичная сказка о «волшебном женихе», известная во многих культурах. Даже Зевс в свое время похищал Европу в облике быка. На самом деле многие знатные рода связывают свое происхождение с дикими зверями. Кто-то происходит от медведей, кто-то – от волков, кто-то – от зайцев. А все потому, что зверь в сказке выше человека, а знать считала себя выше других людей. Поэтому эта сказка – о происхождении целого рода. И сам Иван объединяет в себе множество факторов. Он сын медведя и женщины, поэтому – звериное и человеческое. У него огромная сила и долгожительство от мифического предка, но он смертен, поскольку человек.  Кроме того, он родился вследствие того, что мать нарушила табу – вышла в лес вопреки воле отца, а, значит, сказка говорит и о свободе от многих запретов.

ivan

ОХ! Отец отводит ленивого сына в лес, где появляется лесной царь – старичок по имени Ох, который берет юношу в обучение. Он несколько раз сжигает его, а потом возрождает из уголька. Затем отец должен угадать, где его сын, чтобы забрать его домой. Ох превращает юношей в разных зверей и только помощь доброго отшельника помогает сделать правильный выбор.

На самом деле все было именно так, как описывают в сказке. Она относится к разряду «инициативных» и описывает превращение мальчика-ребенка в юношу, который может жениться. Наши с вами предки отводили детей в лес, к знахарям и колдунам, которые рассказывали ребенку, вступившему в период полового созревания, о взрослой жизни. И не только рассказывали. Чтобы стать взрослым, мальчик должен избавиться от детства, убить его в себе. Поэтому знахари, шаманы и прочие Бабы-Яги не брезговали галлюциногенными препаратами, которые вызывали чувство умирания. После приема снадобий мальчик верил в собственную смерть и воскрешение, детство было утеряно навсегда. Кроме того, нужно было пройти испытания – как охотничьи (научиться владению оружием, выслеживанию зверя и заговорам), так и типично мужские (испытание болью и пытками).

Интересно: Бабу-Ягу мы вспомнили не просто так: иногда испытания проводили и женщины, старухи, которых считали ведьмами. А избушка на курьих ножках – напоминание о том, что «хижины инициации» делали в виде звериной пасти. Там мальчики, пройдя через испытания, становились мужчинами и женились на «дочке» или «племяннице» Бабы-Яги. А иногда и погибали в процессе.

ox

КОБЫЛЬЯ ГОЛОВА. Отец, понукаемый мачехой, отводит родную дочь в лес, где отдает ее лесному отшельнику. К ней приходит Кобылья голова, девушка помогает ей – и получает богатство. Узнав об этом, мачеха отводит в лес свою дочь, но та отказывается помогать Кобыльей голове и та ее съедает.

Очень жестокий женский вариант сказки об «Охе». В основе – все та же инициация. Юную девушку в период полового созревания отводят в лес, где она должна пройти испытания и «умереть», чтобы стать женщиной и выйти замуж. Как образ смерти здесь присутствует «Кобылья голова» - мифическое существо, символизирующее смерть, как и Кащей Бессмертный. Первая девушка выполняет все указания головы – пересаживает ее через порог, кормит и поит – и получает награду. Вторая оказывается ленивой: «Не большая пани, сама сделаешь», говорит она – и Кобылья голова ее пожирает. Тут может быть два объяснения: либо вторая девушка не прошла испытания и потому не готова к замужеству, что делает ее «пропащей», либо умерла от передозировки наркотиками.

jaba

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Иван-Царевич стреляет из лука и его стрелу находит лягушка, на которой он вынужден жениться. Лягушка эта волшебная, девушка в шкуре зверя. Она справляется со всеми испытаниями, но просит не сжигать ее шкурку лягушачью, потому что «будет потеряна навсегда». Юноша сжигает ее – и девушка покидает его. Царевич отправляется на поиски, находит свою жену у Кащея Бессмертного и освобождает ее.

На самом деле, очень многопластовая сказка. Царевна-лягушка – это тот же образ, что и Ивашко-Медвежье ушко, но женский. Она – полузверь-получеловек, отсюда и волшебные способности. Значит, их дети будут царями, ведущими свое происхождение от зверя, что укрепит их статус.

Далее – инициативно-обрядная часть. Девушка из одного рода должна расстаться со своим девичеством и родом, чтобы стать частью семьи своего мужа. Отсюда – испытания, которые царевна-лягушка проходит с помощью своего волшебства. Но обряд этот длительный, поэтому она просит «не сжигать шкурку» - не рвать связь. Муж не слушается – и девушка отправляется к Кащею, древнему образу смерти, приносится в жертву из-за нарушения обряда. Царевич вмешивается и спасает ее, проходя через испытания, которые позволяют спасти жертву от обряда жертвоприношения.

Интересно: Сказки о «героическом спасении красавицы» - из лап чудовищ, драконов и Змеев Горынычей с Кащеями Бессмертными – можно назвать «народным политическим протестом». В древности было множество обрядов, в которых практиковалось жертвоприношение. Практически все они были связаны с плодородием или охотой. Поэтому, чтобы земля родила, шел дождь, в реках было полно рыбы, а в лесах – зверей, община убивала красивую девушку, принося ее в жертву духам, богам и прочим чудищам. Естественно, многим это не нравилось, но протесты не поощрялись - самые громкие вполне могли стать следующими жертвами, либо оказаться в изгнании. Оставалось лишь устное творчество о близких и далеких землях, где богатыри и прочие полубоги выступили против подобной жестокости. Так, постепенно, удалось убедить особо кровожадных жрецов, что боги вполне обойдутся зерном и животными.

kon

Ненависть к мужчинам и изоляция

Самые веселые и милые сказки, вылизанные Диснеем, на самом деле очень жестоки и рассказывают о страшной судьбе женщин. Белоснежка, Спящая красавица, Рапунцель – все это инициативные обряды. Девушкам давали отравленные фрукты или кололи им галлюциногены, чтобы они пережили «смерть детства» и были готовы к взрослой жизни. Когда начинались месячные – уводили в леса и запирали в башни, изолируя от общества. Затем, естественно, появлялись прекрасные принцы, которые проходили свои испытания. И, как результат – счастливая семья.

Что касается Красной шапочки, она, по мнению фрейдиста Эриха Фромма, вообще образ ненависти женщины к мужчине. Отсюда весь символизм – красный цвет – менструальная кровь, боль и неудобства. Волк – жестокий и злой мужчина. А волк, проглотивший бабушку – имитация беременности, которая в те далекие времена была весьма изнуряющей и выматывающей. Поэтому волка, который рискнул ее сымитировать, вспарывают и насыпают в живот камней.

Категория: Другое | Просмотров: 2882 | Добавил: Insider | Теги: сказки, сын, колобок, Печь, образ, лиса, Предки, отец, сказка, оберег | Рейтинг: 5.0/| Оценить |Источник:http://www.segodnya.ua/
Всего комментариев: 2
1
1  
+ biggrin cool

0
2  
С Венеры они biggrin
Потому даже сказки руские не понимают dry

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Мониторинг
Сейсмическая активность
Солнечная активность
Фазы луны
3D Планета Земля
Солнечная система
Космическая погода
Веб камеры мира
Системы мониторинга
Ионосферная активность
Вспышки на Солнце
Мониторинг вулканов
ТОП Новостей
Загрузка...
Календарь
Архив записей
Новое на форуме

1. КОМНАТА СПОРОВ.

(312)

2. палата № 6

(3617)

3. Давайте предсказывать будущее

(3068)

4. UFO.. . Необъяснимые явления на Земле и в космосе. ...

(1335)

5. Давайте слушать музыку.

(4039)

Последние комментарии
Да и это при том, что Солнце а...





Активность Солнца

При использовании материалов Земля - Хроники Жизни гиперссылка на сайт earth-chronicles.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования