/ Новости сайта / Наука и Технологии / В мантии Земли найдены гигантские запасы воды
14.06.2014

В мантии Земли найдены гигантские запасы воды

Оценка: 2.0    2430 9 Наука и Технологии
Огромные запасы воды, в три раза превышающие объем мирового океана, обнаружены в недрах Земли. Это открытие может бросить свет на происхождение воды на нашей планете. Вода эта содержится в горной породе рингвудит, которая залегает на глубине 700 км в земной мантии. Это форма уже давно известного минерала оливина, из которого в основном состоит земная мантия.

Огромные размеры этого водного резервуара подтверждают гипотезу о том, что вода на нашей планете возникла в процессе ее формирования еще на самых ранних этапах эволюции Солнечной системы.

Этой гипотезе всегда противостояла другая - что вода на Землю была принесена кометами примерно в тот же период.

"Эти данные подтверждают, что вода на Земле имеет внутреннее происхождение", - говорит доктор Стивен Джейкобсен из Северо-Западного университета в штате Иллинойс, который возглавлял группу исследователей.

Об открытии пишет журнал New Scientist.

Загадки земной воды

Эти скрытые гигантские запасы воды могут также объяснить, почему в течение миллиардов лет объем мирового океана остается в целом неизменным.

минерал рингвудит

Минерал рингвудит, вероятно, имеет голубой оттенок

Ученые воспользовались показаниями 2 тысяч сейсмографов, которые фиксировали акустические колебания, порожденные в ходе более, чем 500 землетрясений.

"Такие акустические колебания заставляют Землю звенеть как колокол в течение нескольких дней после подземного толчка", - говорит доктор Джейкобсен.

Породы, насыщенные водой, задерживают такие колебания больше, чем сухие. Джейкобсен заранее рассчитал, насколько изменится скорость акустических волн при прохождении через породы, состоящие из минерала рингвудит.

"Если бы этот подземный резервуар воды не располагался на большой глубине, он существовал бы на поверхности Земли, и тогда бы над морем возвышались бы только горные вершины"

Доктор Стивен Джейкобсен, Северо-западный университет в штате Иллинойс

Он синтезировал этот минерал в лаборатории и подверг его гигантским давлению и температуре с целью воспроизведения условий, существующих на глубине 700 км.

Наблюдения за распространением сейсмических волн при землетрясениях показывают, что их скорость резко меняется на границе верхней и нижней мантий Земли на глубине 410-660 километров.

Ученые предположили, что это происходит из-за изменений, которые претерпевает на большой глубине структура минерала оливина, составляющего большую часть верхней мантии.

Земля и вода

Загадка происхождения воды на Земле давно не дает покоя ученым

Эту форму оливина назвали рингвудитом. До сих пор никто не видел рингвудит, извлеченный из земной мантии, так как глубина, на которой он должен залегать, слишком велика для добычи образцов.

Недоступная вода

И действительно, сейсмографы подтвердили существование залежей рингвудита в переходной зоне между верхними и нижними слоями мантии. На этой глубине температура и давление способствуют выделению воды из минерала.

"Это зернистая порода, и вода выделяется в пространстве между конкрециями, как будто минерал потеет", - говорит ученый.

Бразильский алмаз со следами рингвудита

Первый алмаз со следами рингвудита был обнаружен в Бразилии

Канадские геохимики из университета Альберты в Эдмонтоне во главе с Грэмом Пирсоном ранее получили данные, подтверждающие результаты американских коллег.

Пирсон изучал алмазы, вынесенные на поверхность с вулканической лавой, и обнаружил в них признаки присутствия минерала рингвудит. Это стало первым свидетельством того, что в земной мантии могут содержаться большие запасы воды.

Пока что Джейкобсен имеет данные о том, что рингвудит присутствует только на территории США. Сейчас он хочет доказать, что этот минерал присутствует в мантии всей планеты.

"Мы должны быть благодарны за этот подземный водный резервуар, - говорит американский геохимик. - Если бы его там не было, он существовал бы на поверхности Земли, и тогда бы над морем возвышались бы только верхушки самых высоких гор".

Источник:  http://www.bbc.co.uk/

andreygolovan 15.06.2014 07:39 [Материал]
Доктор Стивен Джейкобсен из Северо-Западного университета в штате Иллинойс, который возглавлял группу исследователей, высказал идею, которая известна достаточно давно.

"Об открытии пишет журнал New Scientist".

Журнал, таким образом, пытается создать у читателей впечатление, будто бы открытие сделано недавно, причем, американцами.

Еще в 70-х годах прошлого века известный геолог Владимир Ларин высказал гипотезу изначально гидридной Земли, а в 1984 году киностудией Центрнаучфильм был снят короткий научно-популярный фильм, рассказывающий об основах гипотезы.

Похоже, доктор Стивен Джейкобсен этот фильм недавно посмотрел.

prof haha
matros 14.06.2014 13:30 [Материал]
а кто копал?
кто нашел то?
то что звенит земля как колокол, после землетряса или взрыва какого это так, факт колебательной системы налицо
а глубины 400км, 700км это чушь полная, только интересно кому адресована
в настоящее время нет методов заглянуть так глубоко, сейсморазведка в сегодняшнем виде профанация чистой воды(научные жулики), и у нас и у них.
Мамонт 15.06.2014 00:48 [Материал]
Есть ещё торсионные методы разведки, но они засекречены cool
Ледоруб 14.06.2014 11:03 [Материал]
Прокукарекал, а там хоть Солнце не вставай. Вот и коменты Шин- главное женщина написала...
Мамонт 15.06.2014 00:47 [Материал]
Torag 14.06.2014 10:44 [Материал]
Может я чего-то не понимаю, но мне кажется, что температура мантии в несколько раз больше температуры кипения воды. Следовательно вопрос: каким образом Н2О там сохраняется?
Мамонт 15.06.2014 00:46 [Материал]
Она там и не сохраняется, она там постоянно образуется. А потом вырывается наружу при извержениях вулканов.
andreygolovan 15.06.2014 07:21 [Материал]
Огромное давление не дает воде кипеть даже при таких температурах, которые должны быть на глубине 700 км, но, образно говоря, вода там находится "в состоянии истерики". Малейшая возможность вырваться наверх, и вода устремляется к поверхности с неукротимой силой. Мы же при наблюдении извержений вулканов больше обращаем внимание на количество выброшенной лавы, чем на объемы выброшенного вулканом пара.

Подумаешь, вода!

А потом удивляемся, с чего бы это по всей планете проходят катастрофические ливни.
Alnilam 14.06.2014 10:13 [Материал]
Цитата Shinnn
Эти запасы могут переходить с уровневых пределов змного образования. Для этого нужен небольшой сдвиг энергетических соответствий

Что за уровневые пределы земного образования, сама то понимаешь что пишешь ? Пиши чтобы и нам понятно было! Если уж ты так хочешь донести свою "истину" до нас.