/ Новости сайта / Наука и Технологии / Иллюзорная Вселенная
08.07.2014

Иллюзорная Вселенная

Оценка: 5.0    3771 3 Наука и Технологии
В одной древней индусcкой легенде говорится, что в начале всех начал был единый океан сознания, который однажды решил разделиться на бесчисленные частички, чтобы познать самое себя. Так появились Вселенная и населяющие ее существа. Тысячелетиями эту историю считали не более чем вымыслом. Но за последний век открытия в квантовой физике привели к созданию концепции голографической Вселенной. И реальность стала… изменчивой иллюзией.

Квантовое царство

Еще философы Древней Греции постулировали, что все предметы состоят из мельчайших неделимых частиц – атомов. Но в ХХ веке данная парадигма была разрушена. Благодаря новейшим электронным микроскопам физикам удалось обнаружить целую скрытую от нас Вселенную. Оказалось, атом состоит из еще меньших частиц: протонов, электронов, нейтронов… С тех пор атом – ядро с вращающимися вокруг него электронами − стал символом науки. Все субатомные частицы были названы квантами, а раздел физики, изучающий их, – квантовой физикой.

Один из создателей квантовой теории, позже получивший Нобелевскую премию, Нильс Бор выдвинул теорию о том, что кванты на самом деле являются не отдельными объектами, а волнами, которые приобретают вид частиц лишь при их непосредственном наблюдении! То есть, если вы смотрите на квант, то он из волны становится частичкой. А если вы больше на него не смотрите, то он снова превращается в волну.

Сначала данный эффект сочли фантастическим. Однако все же удалось придумать способы зафиксировать волновое состояние частицы без наблюдения со стороны. Достоверность первоначальных выводов была подтверждена.

Это открытие вызвало настоящий переворот в умах. И неудивительно! Ведь поскольку из элементарных частиц состоит вся материя и энергия, то выходит, что Вселенная не более чем иллюзия. Только представьте себе: ваш телефон становится материальным, когда вы смотрите на него или взаимодействуете с ним, а остальное время представляет собой неясную волновую субстанцию. И данная ситуация складывается не только с отдельными вещами, но и со всем окружающим миром. Вы идете по улице, а мира за вашей спиной просто нет, поскольку вы не наблюдаете за ним.

Одним из главных аспектов теории Бора была невозможность определить четкие характеристики частиц, отсюда вытекало, что весь квантовый мир хаотичен и не поддается интерпретации. Несмотря на то что большинство физиков поддержали Бора, эта идея так и не была до конца изучена и принята, поскольку казалась чересчур пугающей и загадочной.

3D-Вселенная

Но был один физик, который не только продолжил исследования в области иллюзорности Вселенной, но и создал на ее основе гораздо более глубокую и всеобъемлющую теорию. Его звали Дэвид Бом. Этот ученый, в отличие от многих, отказался принять идею о том, что квантовый мир нельзя описать и в нем отсутствует какая бы то ни было упорядоченность и взаимосвязь.

В начале своей карьеры он занимался изучением плазмы. Электроны, находясь в плазматическом состоянии, начинают вести себя как коллектив и демонстрируют свойства многоклеточного организма. Тот же самый эффект Бом обнаружил и при исследовании электронов в металлах. Каждая частица согласовывала свое поведение с миллионами остальных.

Это натолкнуло ученого на мысль о существовании более глубокой действительности на субквантовом уровне. Он постулировал теорию о квантовом потенциале, который пронизывает весь космос. Все, начиная с электронов и заканчивая галактиками, является единым суперорганизмом, движения и действия которого неслучайны и происходят с определенной целью.

Разумеется, многие ученые не приняли взгляды Бома и утверждали, что они ошибочны и антинаучны. Чтобы доказать свою позицию и расширить понимание природы реальности, Бом занялся изучением глубинных скрытых порядков.

Постепенно он осознал, что есть не один и не два уровня порядка, а огромное множество. То, что кажется хаосом на одном уровне, является частью упорядоченного процесса на более высоком. Например, для человека, попавшего в шторм, происходящее вокруг него кажется нескончаемым хаосом и ужасом, однако для метеоролога, который наблюдает за непогодой со спутника, это вполне обычный атмосферный феномен.

Получается, что наша Вселенная – это трехмерная проекция, или голограмма других уровней порядка. Голограмма как нельзя кстати подходит для демонстрации скрытого порядка. Чтобы создать голограмму, необходимо расщепить лазерный луч на два отдельных. Один луч будет отражаться от фотографируемого объекта и соединяться со вторым на пленке, где появится волновая картинка. С виду получившееся изображение кажется нагромождением разных кругов и линий, но стоит направить на него сконцентрированный луч света, как появится трехмерная проекция объекта.

Интересной особенностью голограммы является ее нелокальность. Можно разрезать полученную пленку на десять частей, и каждый кусочек будет содержать в себе первоначальное изображение. Волновое изображение на пленке − это свернутый скрытый порядок, раскрывающийся при проекции.

Бом назвал невидимый порядок импликативным, скрытым, а наш видимый − экспликативным, раскрытым. Он утверждал, что Вселенная есть результат постоянного раскрытия и свертывания незримых уровней бытия и представляет собой не просто статичную картинку, а «голодвижение» − сложный, постоянно меняющийся поток волн и частиц.

Дав физическое обоснование своей теории, ученый занялся философской стороной вопроса. Он утверждал, что нет понятий «мы» и «они», внешнего и внутреннего, все есть одно единое «я». К примеру, представьте себе: вы сидите в кафе, стол за которым вы сидите, еда, люди, да и само помещение вокруг вас − это вы сами! Дэвид Бом не видел разницы между живым и неживым, разумным и неразумным, для него космос был одним неделимым единым существом. Ученый сожалел, что игнорирование этого знания человечеством ведет лишь к еще большим страданиям и ненависти, и мечтал о дне, когда каждый индивид, посмотрев в зеркало, увидит настоящего себя – бесконечную и величественную сущность.

Нейрохирург Карл Прибрам посвятил свою жизнь изучению мозга

А вы уверены, что существуете?

Но если Вселенная иллюзорна, значит, мы с вами еще иллюзорней! Не верите? Однако тому есть доказательства.

Нейрохирург Карл Прибрам посвятил свою жизнь изучению мозга, а точнее, его способности накапливать и хранить информацию. В середине ХХ века господствовала идея о существовании особых клеток головного мозга, которые отвечают за память и находятся в строго определенных местах. Однако однажды Прибрам ознакомился с результатами одного эксперимента, где крыс обучали разным вещам, а затем поочередно удаляли части мозга, стараясь выяснить местонахождения зоны, ответственной за обучение. Самым поразительным оказалось то, что даже при удалении большей части мозга крысы не утрачивали полученные навыки.

Это заставило Прибрама усомниться в общепринятых установках. Как и в случае с крысами, он обнаружил тот же самый эффект и у людей, которым удаляли разные части мозга. Несмотря на потерю значительной доли мозга, люди все равно помнили, кто они, где живут, что знают и умеют. Карл Прибрам долго не мог понять, как же именно устроена память, пока не натолкнулся на статью о голограмме. Его словно ударило молнией, когда он прочитал, что каждый кусочек голографической пленки содержит всю информацию. Он наконец-то нашел объяснение нелокальности памяти. В своих работах он доказывал, что в основе работы нейронов мозга лежит голографический принцип.

Затем ученый развил свою теорию. Он заявлял, что мозг обманывает нас, создавая иллюзию внешнего и внутреннего. По сути, мы видим и ощущаем мозгом, который проецирует весь мир изнутри, а не принимает сигналы снаружи. Иначе говоря, мы живем в своих собственных головах!

Проекция изнутри

Долгие годы теорию Прибрама не принимали всерьез, но совсем недавно было сделано открытие, которое произвело эффект разорвавшейся бомбы. Ученые из Университета Брандейса в США сравнили систему нейронов в мозге с системой расположения галактических суперкластеров во Вселенной и просто потеряли дар речи − они имели почти идентичную структуру!

Сегодня голографическая теория стремительно развивается. Физики с помощью Большого адронного коллайдера ищут бозон Хиггса − субквантовую частицу, из которой предположительно состоит вся ткань реальности. Вне всяких сомнений, когда человечество в полной мере поймет принцип строения реальности – это станет самой великой научной и духовной революцией за всю нашу историю.

Ольга988 09.07.2014 18:55 [Материал]